ПДД в Черногории не сильно отличаются от европейских, а европейские от советских. А значит, если ты не покупал экзамен по теории или провел за рулем хотя бы год, то без проблем сориентируешься. Знаки такие же, разметка тоже, машины четырехколесные - все как у нас.

Но давайте поговорим об отличиях и особенностях местного вождения, которые нам непривычны.

Отличия в ПДД

Максимальная скорость в городе - 50, за городом - 80. Правила "+20 км/ч не штрафуется" в городе нет. Превысил хоть на 1 км/ч - штраф, будьте любезны.

По-другому работают светофоры с дополнительной секцией. Например, стоит светофор со стрелкой направо. У нас направо можно ехать только когда загорается та самая правая стрелка. В Черногории если горит центральный зеленый, то все равно можешь ехать направо. Пофиг, горит эта стрелка или нет. То есть центральный свет все решает. Непривычно, но запомнить легко. Тем более, что светофоров в стране мало, и половина из них в столице Подгорице. А такой с дополнительной стрелкой я видел вообще только один. Я хз, может, он один такой и есть.

А так отличий от наших правил больше не нашел. Если знаете еще какие-то, напишите в комментах.

Неофициально

Намного интереснее неофициальные правила и манера вождения в Черногории. Учитывайте разные факторы: сложный рельеф, толпы шатающихся туристов, общее настроение на дорогах и много мотоциклистов. Все это влияет на вождение больше, чем официальные ПДД.

Я наездил по Черногории тысячу километров по разным дорогам и городам. Сейчас расскажу о своих наблюдениях, надеюсь, пригодится.

Общие впечатления

Дороги хорошие или прям совсем хорошие. Везде асфальт, даже в небольших деревнях. Между большими городами проложены трассы в 3-4 полосы. Между городами поменьше и на побережье дороги двухполосные. Ремонты очень редки, но часто попадаются дорожники, которые убирают нападавшие с гор камни и подметают мусор. Да, я трезвый был. Дорожники подметают мусор.

Водители в целом спокойные, общая скорость невысокая. Подрезать или сигналить, чтобы пропустили, не будут. А вот сами пропускают часто. Например, в сложных местах, на левом повороте или при выезде на серпантин. Еще и рукой помашут, дескать, привет, проезжай.

Моргают фарами, когда в кустах сидит полиция. Если увидите пешехода, который машет руками, сбавьте скорость - он тоже может запалить гаишников и побрацки вам помочь.

Очень много мотоциклистов и скутеристов, они здесь отчаянные. Расскажу чуть ниже.

Побережье

Все побережье Черногории - это курортные городки, забитые туристами. На дорогах взятые в аренду машины и рено логаны. Котор, Будва, Тиват, Рисан, Доброта - могу рассказать за эти города, но думаю, и в других подобных то же самое.

Дороги здесь не самые сложные, но движение плотное. Ползут медленно, 40-50 км, куда-то влететь сложно, всегда успеете затормозить. Главное не зевать и не отвлекаться от дороги.

На дорогах много машин из соседних стран, особенно сербов и хорватов. Повторюсь, много арендованных машин. Такие водители плохо знают дорогу, поэтому в любой момент могут затупить в навигатор и дать по тормозам, будьте внимательны.

Пешеходы

Пешеходы на побережье - это подвыпившие непуганые туристы. С непривычки покажется, что каждый второй это неубиваемый терминатор. Светофоров в городах мало, пешеходных переходов много, но на них все равно никто не смотрит. Люди ходят как попало, через дорогу могут перейти в любой момент. Причем человек даже никак не обозначит свои действия, просто шагнет куда ему надо и все. Впрочем, такую особенность замечал и в наших мелких городах. В столицах, конечно, пешеходы больше хотят жить.

Из-за низкой скорости опять же чувствуешь себя спокойно. По курортному городу можешь ехать вообще км 30-40. И нормально, куда торопиться в отпуске? Ты чо, спешить сюда приехал?

Парковки

Паркуются все как попало. Как в хорошем колхозе, используют любое свободное место. В некоторых местах пройти пешком по тротуару - большая роскошь. Все заставлено так, что легче выйти на дорогу. Как ходят с детьми, даже не представляю. Кстати, на дорогах мало женщин с колясками, детей водят за руку или несут на себе.

Светофоры

На побережье их мало. В Которе вообще помню только пару штук, остальные не работают. В Будве побольше, в Подгорице на каждом шагу, невозможно проехать. Из-за яркого солнца светофоры видны не всегда. Точнее, не понимаешь, работает он или просто вместо столба стоит.

Поворотники

Их включают не всегда. На обычных-то поворотах люди на это забивают, а на круге так вообще. На меня смотрели, как на идиота, когда я обозначал, куда хочу свернуть с кольца. Зачем, если на круге все и так едут медленно и привыкли пропускать друг друга, не особо смотря на приоритеты. Кстати, круговых перекрестков до фига, сначала непривычно, но потом понимаешь, что очень удобно. Тем более, ездят на них аккуратно.

Мотоциклисты в городе

Больше всего я впечатлился от мотоциклистов и скутеристов. Их очень много. Бородатые мужики на харлеях, старушки-одуванчики на скутерах, завернутые в кожаные куртки мототуристы на гусях и голдах, школьники и 20-летние девчонки, менеджеры в пиджаках. Вон тетенька за центнер весом едет с авоськой из булочной. Едут по одному, по двое, семьями по 4 человека на одном скутере...

Манера вождения офигенная. Понятия "междурядье", которое так ненавистно нашим водителям, там просто нет. Скутер будет ехать слева от машины прямо по двойной сплошной. А если пробка, то он просто выедет на встречку и попрет, как по своей полосе. Полиция не обращает внимания.

Самое странное, что не только полиция, но и встречные машины спокойно их пропускают. А те, кто стоит в пробке, не орут и не возмущаются. Просто люди не привыкли ругаться, если кому-то хорошо, а им нет. Загнивающая Европа, что с них взять.

Мотоциклисты на трассе

А вот это совершенно другие люди, совсем не те тихоходы, что в городах. На трассе же дороги извилистые, с отличным покрытием, красивые виды - все толкает к тому, чтобы прокатиться с ветерком. Наши гонщики, которые умеют только крутить газ на светофорах, уронят челюсти, видя как тамошние проходят повороты. Да, под коленочку, на бешеной скорости и с ревом на всю округу.

Считайте меня дедом, но ни от кого меня так не бомбило на дорогах, как от сумасшедших на черногорских серпантинах. Я сам мотоциклист, а там ездил на максискутере. Ну то есть представляю, как ездят на двух колесах. Но все равно замечал их в зеркала далеко не каждый раз. Когда в полуметре от тебя вылетает толпа ревущих смертников, от неожиданности подпрыгиваешь и только материшься вслед. Чего уж говорить о водителях машин, которые далеки от мототемы и вообще не понимают, что за дела? Что это за черная точка маячит сзади, а через секунду уже чуть не сдувает зеркала?

Если в городе на забивание правил двухколесными я смотрел с удивлением, но без страха (из-за низкой скорости), то здесь это просто безумие. Не, может там под экипом коты сидели? Тогда понятно, 9 жизней, парочку не жалко.

Но ведь нет, люди живые едут. Братишки, вдоль дорог половина цветов в память о вас положена, не?

В общем, мой совет: увидите мотоциклиста на серпантине, пропустите от греха подальше. Если он адекватный, то спокойно проедет мимо, а скорее всего вообще вас не догонит. Если же гонщик, то легкого касания с вашей машиной хватит, чтобы его расколбасило по непредсказуемой траектории. Хорошо, если сразу улетит в обрыв и окажется на небесах один. Но если вылетит на встречку кому-то в лоб, то все может закончиться гораздо хуже не только для него. Берегите друг друга.

Дорожная полиция

Не часто их встречаешь, но они есть. Засады устраивают в привычном месте - в кустах. Конечно, за крутым поворотом спрятаться намного легче, чем в воронежской степи. Если не нарушаете, останавливать не будут. Если нарушили, готовьтесь к штрафу. В интернете рассказывают, что можно договориться на месте и дешевле, но пробовать или нет - решать вам. Мне пообщаться с полицией не довелось, но не очень-то и хотелось :)

В городах полиция тоже есть, но я не понимаю, что они там делают. В Которе несколько дней подряд видел гаишника, который стоял посреди дороги у работающего светофора и синхронно с ним махал палкой. Загорается зеленый - машет, мол, проезжайте. Загорается красный - выставляет палку, мол, стой. На фига он вообще там нужен - непонятно. Может, стажер, зачет сдает? Зеленый от красного отличаете - вы приняты, вот удостоверение.

Кстати, палки у них не как дубины, завернутые в тельняшку, а как маленький белый круг на тонкой ручке. Вроде уменьшенной копии знака "Движение запрещено". Смотрится забавно.

Камер на дорогах не видел. Хотя может просто не обращал внимания, а сейчас там чуваки за меня штрафы платят =)

Международные права

Читал разные мнения. Одни говорят, хватит только наших прав, другие - нет, нужно иметь международные. По мне, чтобы не думать еще и об этой фигне, стоит потратить час жизни, записаться через госуслуги на удобное время, оплатить полторы тысячи рублей и в означенное время получить эту корочку за 20 минут. Только фотку не забудьте принести. Быстро сделаете и на будущее не придется искать, в какой стране нужны международные права, а в какой хватит наших.

Навигатор

Берите с собой навигатор, без него тяжко. Если не купили местную симку с интернетом, то закачайте оффлайн-карты в телефон или заранее купите какой-нибудь Навител. По межгороду заблудиться сложно, везде указатели и 3 развилки на всю страну, но в городе неудобно. Я не успел починить крепление для навигатора и держал телефон с maps.me в кармане. В Подгорице, например, чтобы выехать на нужную дорогу, приходилось каждые 2 минуты останавливаться и сверяться с картой. Там перекрестки каждые 30 метров. Поди разбери, это поворот на нормальную улицу или там тупик у школы или какого-нибудь сарая.

Заправки

Заправок много только на побережье. Если поедете вглубь страны, то смотрите заранее. В любом случае, в крупных по местным меркам городах заправки есть, а между городами километров 50-70. До резерва не доводите, лучше заправляйтесь заранее.

Чаще всего встречается заправка EKO, но пару раз видел и Лукойл.

На заправке везде одинаковая схема: подъехал, налил сколько нужно, пошел оплатил. Никаких "ааа, вам до полного, оставляйте залог". Заправщики подбегают помогать, но будьте осторожны. Эти хитрые морды могут не сбросить показания предыдущего счетчика и вы оплатите на 2-3 литра больше. Я за этим строго бдил, но кажется, один раз меня все-таки обставили. Я не успел уследить, но слишком уж быстро счетчик показал 3 литра, а заправщик сказал "давай деньги, я сам отнесу в кассу" =) На таких мелких махинациях вы не разоритесь, конечно, но лучше смотрите внимательнее.

Или вообще заправляйтесь сами, сколько вам нужно. А то чтобы заправщик просто сунул пистолет в бак и залил до отсечки - неее. Заливает до тех пор, пока бензин не будет налит с горкой. У меня из-за этого сходил с ума показатель уровня топлива. Тупая электроника показывала полный бак только через 30 км после такой заправки под завязку. А до этого - чувак, у тебя 2/3 бака, осторожно!

Бензин

По отзывам, бензин хорошего качества, но фиг знает, как отличить на арендованном скутере. Тарахтит он и тарахтит. Стоит бензин 1.2-1.4 евро - в 2 раза дороже, чем в России. Поэтому подумайте, брать ли напрокат джип или маленький скутер с расходом 3 литра в месяц.

На побережье топливо всякое: 95, 98, 100 и дизель. 92-го не видел. На заправках поменьше только 95 и 100-й бензин. Я погуглил, выясняя, что за сотый. У нас им хвалится только Лукойл, как какой-то секретной разработкой, а там его в деревнях из ведра наливают. Как я понял по отзывам, 100-й бензин - это тот же 98-й, только с присадками. Мне велели заливать в скутер только 98-й (аха-ха-ха), но часто приходилось лить и 100-й. Хуже ехать не стал, а из-за низкого расхода по карману не ударило.

Пробки

Вам обязательно придется поездить в пробке из полусотни машин. На затяжном спуске или перед каким-нибудь пикапом, медленно волокущим в гору тюнингованный баркас. Красиво жить не запретишь, едем завидуем молча.

Пробки, вроде чего тут особенного, все ездили в пробках. Но есть один момент - если перед тобой 10 метров пустого пространства, туда обязательно кто-то, падла, влезет. Через сплошную, конечно. Это прямо местная фишка - встать перед тобой и приехать на 5 секунд раньше.

Уважаемые дровосеки, я специально держу дистанцию, чтобы было место для маневра или резкого торможения - на таких дорогах пригождается. Но нет, надо впереться перед тобой и ждать момента, когда кто-то спереди зазевается на секунду, чтобы тут же влететь перед ним. Зачем, при их-то общей неторопливости? Так и не понял. Говорят, похожая история на Кавказе, если кто в курсе, поделитесь в комментариях.

Серпантины

Они очень разные. Есть с плавными поворотами, где ты спокойно едешь 80, а местные - 100. Но это большие трассы. Там движение в целом спокойное, но будьте готовы к такому факту. Если ты никуда не торопишься, тихо едешь и любуешься пейзажами, то местным на эту красоту пофиг, им нужно скорее арбузы до дому довезти. Поэтому будут часто догонять и пристраиваться сзади. Сигналить и орать, мол, пропусти, не будут, но обгонят при первом удобном случае. И не важно, будет ли сплошная полоса. Я первое время ругался, но потом привык. То ли познал дзэн, то ли стало просто насрать - в моей философии это одно и то же.

Есть и другие серпантины. Узкая полоса шириной как раз под одну машину. Слева скалы, справа обрыв. Ни ограждений, ни разметки, ни знаков - ничего. Видимость - метров 10-15. Такие дорожки встречаются между деревнями. Разок по ним проехаться для интереса можно, но постоянно не советую - это прям тяжело. Я хотел сэкономить на такой дорожке час, а в итоге потерял два.

Едешь 20-30 км/ч, на поворотах вообще не видишь, есть ли кто на встречке. Иногда такие радиусы, что быстрее пешком пройдешь. И пусть на десятке километров такого пути попадется хотя бы одна машина, в каком она попадется месте - чистая лотерея. А ездят местные рыбаки и охотники не сказать, чтобы осторожно. Они просто никого не ждут в этой глуши. Когда я проезжал мимо редких хуторов, на меня чуть головы не сворачивали. Удивлялись.

У меня не нашлось фоток, которые бы передали атмосферу дорог, но хоть какое-то представление можно получить из этой. Это вполне спокойное место с хорошей видимостью. Можно 50 валить.

Серпантин

Ночь

Ребят, вот прям советую рассчитывать время и не оказываться на серпантинах ночью. Очень стремная выйдет поездочка. Это сейчас на диване вспоминаю как забавное приключение, а в полной темноте вот по такой дорожке ой как неприятно. Например, я оказался на таком серпантинчике.

Серпантины Черногории

Вот так с этого серпантина выглядит город Котор, где-то далеко внизу. Время всего часов 8-9 вечера. На фото не особо чувствуется высота и состояние дороги, но к краю лучше не подходить :-) Кусок рельса лежит, видимо, чтобы кошки вниз не падали.

Ночь на серпантинах Ночь на серпантинах

Вот как-то так, на этом пока все. Все мои наблюдения за 1000 км по дорогам Черногории. В конце подведу небольшой итог.

Итоги

  • хорошие дороги
  • ППД почти как у нас
  • скорости небольшие
  • осторожнее на побережьях, плотное движение и пешеходы
  • берите навигатор
  • рассчитывайте заправки
  • не нарушайте и полиция не остановит
  • учитывайте множество мотоциклистов
  • не катайтесь ночью по серпантинам

А вы были в Черногории за рулем? Или на серпантинах в другой стране? Делитесь своим опытом в комментариях, будет интересно почитать.

Удачи на дорогах!