Арендовать максискутер я решил еще задолго до поездки в Черногорию. На месте бегать не хотелось, поэтому искал заранее. Смотрел на русских сайтах-посредниках, которые просто принимают заказы и отдают их местным арендным конторам. Особой разницы в цене не заметил, а договариваться с нашими было удобнее.
Оставлять ссылку на сайт не буду, потому что до сих пор не знаю, советовать вам их или нет. Поэтому просто расскажу свою историю, а вы решайте, кто здесь дурачок.
Итак, на нашей стороне, на русском арендном сайте, все было хорошо. Удобный сайт, приличный выбор мопедов, адекватные цены. Так как я ни разу не был в Черногории и не ездил на скутерах, то у меня было много вопросов. Консультанты все подробно объяснили, я был доволен. Посоветовали, какой скутер выбрать под мои условия: высокий рост и поездки по всей стране. Сначала подобрали один вариант, Пежо, но когда я созрел оформлять заказ, того скутера уже не оказалось. Тогда за полдня нашли другой, тоже нормальный, Piaggio. Короче, адекватный сервис для небольшого сайта, который ищет клиентов и старается им помочь.
В итоге договорился об аренде довольно большого и мощного максискутера на 5 дней за 175 евро, с бесплатным шлемом, доставкой прямо до отеля и залогом в 100 евро. Оформил заказ и полетел со спокойной душой. Русский сервис меня порадовал. А вот черногорский нет.
Началось с того, что чувак в Черногории позвонил за час до назначенного времени и сказал, я у отеля, а вы где? А я ушел в город, собирался успеть позавтракать. Ладно, отошел недалеко, вернулся за 5 минут.
Дальше оказалось, что скутер он не привез, а приехал на машине, чтобы отвезти меня к нему. Вы серьезно? Я специально просил его привезти в отель, чтобы попробовать незнакомую технику у дома, а не лезть сразу в оживленный город.
Ладно, приезжаем к заправке, стоит скутер. Не тот, на который договаривались, и даже не тот, который советовали сначала, а вообще третий. Уже покатавшись пару дней, я понял, что это был неплохой вариант для моего роста и местных серпантинов, но узнал я это уже потом. А сейчас стоял и не понимал, они правда искали вариант под меня или просто взяли наугад первый же свободный? Склоняюсь к тому, что привезли какой был.
Стали оформлять, человек взял у меня права, заполнили договор аренды - это мятая бумажка размером с тетрадный лист. Единственно, что вдохновляло - печать похожа на настоящую.
Все это заполняли, не выходя из машины. Заполнили, говорит - на ключи, езжай. Я говорю, давай хоть посмотрим, он вообще заводится или нет. И покажи хотя бы, где тут бак и как багажник открывать.
Вышли из машины, показывает, куда вставлять ключ и кнопку для пуска двигателя. Хорошо, это я и так знаю. Бак нашли, дальше спрашиваю, как открыть багажник? Он у скутера под сиденьем, а я хз, как его открывать. У меня на мотоцикле сиденье тоже снимается, но там замок сзади под сиденьем, сразу видно. Здесь замка нет. Чувак говорит, я в скутерах не понимаю, я тебя только сюда привез. Отлично, повезло как.
Звонит куда-то, спрашивает, как открыть багажник. Поворачивается ко мне, говорит, а у тебя же есть права на мотоцикл, ты хоть ездить умеешь, раз такие вопросы задаешь? Отвечаю, мол, умею, но на такой технике не ездил, тут немного по-другому. Кое-как ему по телефону разъяснили, оказалось, нужно повернуть ключ в замке зажигания повыше и все - сиденье открылось.
Хорошо, но вопрос, а как теперь закрыть? Пробую просто захлопнуть - ни фига. Пробую вертеть ключом в замке - ни фига. Чувак прыгал вокруг сиденья, крутил-ковырял, тоже не получилось. Разговор затягивался, чувствую, ему уже не терпелось свалить от меня подальше. Говорю, ладно, сам разберусь без тебя. Завел, работает, попробовал тронуться - едет. Уже хорошо.
Отдал деньги, причем товарищ едва не увез с собой договор. Он сунул бумажку в карман и отдал, только когда я ему об этом напомнил. Что меня насторожило, он взял только полную стоимость аренды, как и договаривались, но без залога. Залог на технику - это вполне адекватная вещь, на случай всяких неожиданностей. Здесь же нет, но ладно, 100 евро лишними не будут.
После этого чувак быстро свалил, договорившись, что верну скутер через 5 дней на то же место с полным баком. Заправляй, говорит, 98-й. Ладно, пусть скутеру и 95-й, как божья роса, но лишние 10 рублей на бензин не жалко, может, лучше ехать будет.
Оставшись один, я сообразил, что я дурачок и при нем даже не сфоткал состояние скутера. Он был довольно покоцанный, в царапинах, пластик болтается и вообще весь какой-то побитый. Пробег 36 тысяч, немало. Что-то мне подсказывало, что при таком отношении черногорцев вопросов при возврате не будет, разве только я не верну скутер без колес. Но подстраховаться стоило и я обфоткал технику со всех сторон.
Меня не покидало чувство, что я еще что-то забыл спросить или что-то не учел, но не мог понять, что же именно. Думаю, ладно, разберусь по ходу дела.
Смотрю шлем. Каска из скорлупы, детского размера, хорошо хоть со стеклом, типа визором. Еле напялил шлем на голову, едва не обрезав уши. Но ругаться не стал, я уже заметил, что здесь все в таких ездят. Интересно, видели ли они вообще шлем интеграл? Пожалуй, уже и не узнаю.
Еще немного покрутившись вокруг скутера, наконец-то сел и поехал по городу к отелю. Сначала было очень непривычно, но в целом зря боялся. Управлять скутером, даже большим и тяжелым, намного легче, чем мотоциклом. Низкий центр тяжести, коробки передач нет, только крутишь газ и выжимаешь тормоз. Я уже рассказывал о ситуации на дорогах, ездят все медленно, друг другу уступают. Добрался до места без приключений.
Уже в отеле хозяин, говорящий по-русски, поковырялся в замке сиденья и показал, как его закрыть. Одной рукой крутишь ключ зажигания, отверткой в другой руке хитро поддеваешь собачку в замке и осторожно захлопываешь. Спасибо доброму дядьке, я со своим высшим образованием эту схему без него бы не раскусил.
В тот же день я поехал кататься. Был и на побережье, и на хорошей дороге в горах, попал на дикую деревенскую тропинку, где 50 км ехал 2 часа. А ночью уже по холоду спускался в город по серпантину, где днем бы у меня голова закружилась. Короче, поездил по разным дорогам и заценил все прелести максискутера. Подробно рассказывать не буду, скажу лишь, что он оказался очень удобным, с хорошей ветрозащитой, достаточной для серпантинов мощностью и вообще ни разу не подвел.
Все мелкие неприятности, которые были при получении, это на самом деле фигня в сравнении с тем, что техника досталась действительно хорошая. Все 5 дней я ездил и кайфовал. Но затем пришла пора скутер сдавать.
Я приехал на место за час, заправил полный бак и ушел ужинать. Я рассчитывал, что забирать его опоздают минимум на полчаса. Но к моему удивлению, когда вернулся в условленное время, меня уже ждал парень из арендной конторы. Сидел на скутере, как на своем. Это был не тот чувак, что отдавал скутер, ну и ладно. Парень посмотрел договор, сказал, мол, оставьте его себе, у нас есть второй экземпляр. Показал ему бензин в баке, отдал ключи, поулыбались-попрощались и хотели расходиться.
И тут он задал вопрос, после которого я почувствовал себя полным идиотом. Спрашивает, а где документы на скутер? И вот тогда до меня запоздало дошло, что замызганной бумажки, где стоит моя фамилия и название скутера, было как-то маловато. Где СТС, или как это у них называется, где страховка или что у них там? И есть ли она вообще? И нужны ли вообще документы на скутер? Или все это подразумевается в дороворе? При приеме скутера я слишком увлекся им самим и совершенно забыл про документы.
Отвечаю, мол, у меня ничего нет, кроме этого договора. Тот не верит, говорит, поищи у себя, может, потерял? Нет, я не терял, потому что мне ничего и не давали. Чел звонит куда-то по телефону и потом говорит, мол, ладно, всего доброго, мы сами разберемся.
Разошлись, но через минуту догоняет. Все-таки должны быть документы, вспомни получше. Даю ему номер того чувака, который отдавал скутер, мол, звони, выясняй. После разговора парень извиняющимся тоном что-то долго объясняет и желает доброго пути. Я так и не понял по его словам, то ли документы нашлись в офисе и мне их просто не привезли. То ли на скутер вообще не нужно документов и бумажки договора было достаточно. В любом случае, мне было слегка неуютно, что возможно, я объехал всю страну без документов. Останови полиция, конечно, вряд ли бы бросили в темницу, но долгие разборки и созвоны с конторой были бы обеспечены. А то еще где-нибудь на севере страны отобрали бы скутер, а добираться оттуда на автобусах так себе удовольствие.
Это была самая неприятная часть с арендой максискутера. Конечно, я сам идиот, не первый же день за рулем, катить бочку не на кого. Но и отношение людей из местной конторы очень разочаровало. Присылать какого-то раздолбая, который не может рассчитать время, ничего не понимает в сдаваемой технике и забывает, куда засунул договор, это очень странно. Не говоря уже о неприятной истории с документами. Было бы это где-нибудь в Африке, я бы еще понял, но здесь-то цивилизованная Европа, не?
Но все-таки к этим историям я относился скорее с юмором, чем с негодованием. Ведь эти мелкие проблемы не могли перебить море удовольствия от поездок. Отличные дороги, серпантины, бесчисленные тоннели, горы, реки и озера - Черногория прекрасное место для езды на двух колесах. Никогда еще я не испытывал такого удовольствия от вождения.
Мой совет, не сидите у моря весь отпуск, арендуйте машину или скутер, катайтесь по всей стране. Так вы получите намного больше кайфа, чем провалявшись неделю на пляже. Только не повторяйте моих ошибок. Спрашивайте все документы, узнав заранее какие нужны. Фотографируйте вместе с менеджером все косяки техники. Вряд ли потом будут придираться, но вам спокойнее. Требуйте объяснить все, что не понимаете. Не превышайте скорость, и полиция не будет останавливать просто так. И катайтесь в свое удовольствие.
Всем добра.