Респект современным детям, которые любят читать вопреки стараниям школьной литературы. Я всю жизнь думал, что смысл преподавания литературы в школе не в духовных изысканиях и нравственных поисках, а в том, чтобы привить детям любовь к чтению. Но как это можно сделать, заставляя убивать лето на Войну и мир? Чему хорошему может научить ленивая жопа Обломова? Зачем рассуждать с восьмиклассниками, мудак ли Печорин или у него просто так жизнь сложилась?

Писатели драгоценных веков русской литературы поднимают важные вопросы. Жаль только, что к этим вопросам готовы мозги далеко не всех взрослых, не говоря уже о 14-летних подростках. Я помню школьную программу. Идейно-художественное своеобразие и социально-культурологические аспекты романа "Отцы и дети". Да эти темы стоит обсуждать на кухне после восьмой рюмки, но не с детьми, которым до фонаря нигилизм Базарова (и я с ними солидарен). И пятикилограммовый труд Толстого с выводами о том, что историю творят не личности, а "народ", лучше бы критически обдумывать совсем не в 15 лет.

И ведь что странно. Каждый год на лето задают читать интереснейшие книги. Робинзон Крузо, Марк Твен, Путешествия Гулливера, повести Гайдара, рассказы Зощенко и многочисленные сказки. В этих книгах нет бесконечных рассуждений о вечном, но в них есть жизнь. Их герои живут, смеются, ошибаются и радуются, их жизнь насыщена событиями и приключениями намного круче инстаграма Бузовой. Вот только как дети об этом узнают, если на одну интересную книгу приходится десять Онегиных, заучивания наизусть стихотворения Бородино и тщетные попытки отличить Тютчева от Фета?

Вот поэтому становится немного грустно, когда я слышу, что современные дети совсем не любят читать. Тайны не открою, дети не любили читать и 20 лет назад. И не полюбят и в следующие 50. До тех пор, пока не узнают, что мир чтения гораздо больше и разнообразнее повестей из 19-го века, которые ученые деды из МГУ десятилетиями толкают в школьную программу.

Надеюсь, что когда-то это изменится. В конце концов, на уроках литературы уже не изучают сочинения Гомера и Аристотеля. Однажды придет пора Пушкина и Толстого, чьи труды, без сомнения великие, оставят изучать настоящим специалистам и любителям чтения. А детей не будут заставлять гордиться тем, что в современном мире не представляет никакого интереса.