Я с теплотой вспоминаю те славные времена, когда в моей картине мира земной шарик делился на Россию, Европу, США, непонятную Азию и остальные ненужные территории. В плане будущих путешествий меня всегда тянуло в Европу, а Германия была номер один в списке. Этакая эталонная Европа, центр цивилизации и современной европейской жизни.
Шло время, пришлось повзрослеть, а заодно покататься по европейским странам и понять, что никакой "единой Европы" не существует. Это всего лишь континент, на котором размещаются полсотни совершенно разных стран. И Германия - это просто одна из стран ЕС, пусть и с самой развитой экономикой на континенте.
Побывать в Германии получилось только в этом году. Я вернулся оттуда всего 2 недели назад и поэтому воспоминания еще свежие. За 2 недели отпуска я пересек страну с юга на север с остановками в Мюнхене, Нюрнберге, Берлине и Гамбурге. По пути удалось покататься по Баварии, съездить в Дахау, побывать на Боденском озере и даже на пару часов заехать в Австрию за настоящим австрийским штруделем.
Отпуск получился городским. Обычно я стараюсь уехать в какую-нибудь глушь поближе к морю или горам, но в этот раз все было не так. 90% отпуска я провел в городах, пытаясь понять, что же такое Германия и почему она так привлекательна для туристов и мигрантов.
Сейчас у меня нет ответа на этот вопрос. Пока не сложилось общее мнение об этой стране. Первое впечатление было - однозначно не понравилось. Не хотел бы там ни жить, ни даже возвращаться туристом. В Германии много странного и отталкивающего, к чему я не готов привыкать.
Но первое впечатление постепенно проходит. Я вспоминаю эту поездку, пересматриваю фотографии, раздумываю над отдельными вещами - и разочарование первых впечатлений понемногу рассеивается.
Думаю, главной моей проблемой было то, что Германия настоящая сильно отличалась от нарисованной в моей голове. Причем если в Албании эти отличия были в плюс, то здесь или в минус, или куда-то рядом. Города, общественный транспорт и люди - все это было настолько другое, что в первые же дни отпуска поломались все мои советские стереотипы о Германии. Буду описывать это в следующих постах и подозреваю, что в процессе мое мнение будет продолжать меняться. Я сам не знаю, к чему приду, закончив писать последний пост о Германии.
Что будет дальше? Конечно, я напишу обо всех городах, в которых был, будут фотки как достопримечательностей, как и нетуристических мест. Но также будут и заметки о жизни немцев, как из собственных наблюдений, так и по рассказам местных. Мне повезло жить в небольшом баварском городишке Аугсбург у знакомого, который живет в Германии уже десяток лет, знает язык и имеет гражданство. То есть знает страну не как заезжий турист вроде меня. И еще я разговаривал с другими понаехавшими, и почти по всем вопросам они друг друга подтверждают. Поэтому буду изредка дополнять свои впечатления их рассказами.
Важный момент, который будет мелькать в постах. Германия - это страна с тяжелой историей. Две мировые войны, особенно вторая, Гитлер, фашизм, концлагеря и холокост - это больные темы для всей страны. Еще нигде я не встречал столько напоминаний о тех временах. Мне даже кажется, что немцы до сих пор пытаются загладить вину перед всем миром за то, что натворили их предки. Возможно, поэтому здесь до сих пор устраивают показательные суды над полуживыми столетними дедами, работавшими охранниками в концлагерях. Тот случай, когда уместна фраза из Реквиема "Это нужно не мертвым. Это надо живым".
Не хочется сильно углубляться в эту тему, но в Германии от этого никуда не денешься. Да и самые сильные впечатления у меня остались от Дахау и берлинской стены. Это то, что навсегда останется в памяти.
Как я буду писать дальше
В этом посте я напишу заметки на общие темы: какими я увидел немцев, что у них с общественным транспортом, чистотой и порядком. Расскажу о местных дорогах и поездах, о метро и трамваях, а также о разных странностях. Упомяну немецкую кухню, пиво и октоберфест. Все это будет в этом посте ниже.
Если же хочется почитать об отдельных городах и местах, где я был в Германии, переходите в статьи из списка.
Бавария. Богатая провинция и разочаровавший Мюнхен
Нюрнберг. Маленький и прекрасный
Если же хочется почитать о моих общих наблюдениях за Германией, то продолжим
Немцы. Чистота и порядок
Почти все мои представления о немцах были в духе орднунга и арбайтена: ходят строем, через дорогу на красный свет не переходят и даже не мусорят.
Ничего подобного, немцы оказались самыми обычными людьми. Строем никто не ходит, через дорогу перебегают в неположенных местах, а в положенных и на красный свет бегают. На улицах пьют пиво, разводят бомжей и мусорят.
С мусором, правда, дела обстоят неплохо, там все-таки почище, чем в соседних странах. В больших городах мусорят побольше, в маленьких поменьше, но мусорят везде.
Интересная особенность, в городах мало уличных урн. Можно минут 10 шагать по улице и не найти куда выбросить бумажку. Зато на каждом шагу специальные контейнеры для собачьих какашек.
На дорогах тоже не все хорошо, я бы не сказал, что немцы сильно вежливые водители. Пешеходов пропускают, но не особо охотно. И из-за угла могут вылететь на скорости, поэтому ходить нужно осторожно.
В метро ни разу не видел, чтобы пенсионерам или женщинам уступали место. Причем, кажется, что они не особенно этого и ждут. Сидит толпа подростков, рядом стоит бабуля с телегой и всем норм. В России в этом плане народ вежливее.
Во всех городах, где я был, идет какая-то бесконечная стройка, что сильно портит впечатление. Никто не заботится о том, чтобы обставить этот бардак как-то приличнее, просто наваливают груду мусора и уезжают.
В общем, никакой хваленой немецкой чистоты и порядка я не увидел. Все это есть в Андорре, но не в Германии. Возможно, мне попадались неправильные немцы, но слишком уж часто и по всей стране. Из чего делаю простой вывод, что никаких так называемых "генетических особенностей" у этого народа нет. Обычные живые люди, не роботы и не затюканные какими-то правилами. Как и почти везде.
Общественный транспорт в Германии
Принято считать, что немецкий общественный транспорт идеален. Что в Германии разветвленная сеть по всем городам и даже по всей стране, что позволяет планировать маршрут с точностью до минуты.
Насчет сети соглашусь. Где бы я ни был, каждый большой город был опутан сетью метро, трамваев и автобусных линий. В городах поменьше метро может не быть, но есть трамваи и автобусы. И пригородные электрички, которые ходят раз в 10-15 минут. Иногда доехать до соседнего города удобнее и быстрее, чем в другой район того же города. Все транспортные линии увязаны в единую систему, есть возможность выбирать, на чем ехать. Пока еще ни в какой другой стране я не видел такой плотной сети.
Между городами можно передвигаться и на электричках, и на скоростных поездах. Они быстрее, но и намного дороже. Иногда есть резон даже лететь самолетом, а не поездом. Обычно до аэропорта легко добраться на том же метро, а полет через всю страну займет час-полтора, причем билет может быть дешевле, чем на поезде.
Действует единая билетная система на все виды транспорта. Покупаешь один проездной и не паришься, едешь как хочешь. В 2023-м году немцы догадались сделать проездной на целый месяц, очень удобно и стоит всего 50 евро. Немецкие города большие, и ходить по ним пешком - только терять время, поэтому ездить приходится много. Если покупать билеты на каждую поездку, то за неделю можно разориться, а проездной за 50 евро окупается за 3 дня.
Интересная особенность - нигде не видел контроля и даже турникетов. Проходишь свободно не то что в метро и электрички, а даже в скоростные поезда. Контролеры ходят редко, причем по какому-то странному графику. Однажды за 30 минут в электричке билеты проверили 2 раза, а за 3 часа на скоростном поезде от Нюрнберга до Берлина вообще никого не было. Зря платил 100 евро.
В общем, немецкий транспорт очень разнообразный и опутывает всю страну, с этим не поспоришь.
Но дальше начинаются интересные минусы, в которые я бы не поверил, если бы не побывал в Германии сам.
Во-первых, никакой хваленой немецкой точности нет. Спланировать весь маршрут с точностью до минуты? Удачи! Электрички и поезда могут опаздывать на 10 минут, на 20 и даже на 40. И это нормально, никто не удивляется. Местный товарищ, у которого я жил, вообще называет немецкие железные дороги филиалом Почты России. И это вовсе не комплимент нашей почте.
При этом оповещение об этих опозданиях очень неудобное. Конечно, на перроне есть табло, но немцы не могут сразу сказать, мол, поезд задерживается на 30 минут. Сначала они на пишут "на 5 минут". Пройдет 5 минут, напишут уже "на 10 минут", потом еще на 15. Почему нельзя рассчитать точное время сразу - загадка.
Второй момент, но это не совсем минус, просто так есть. Местный транспорт это всего лишь система для перевозки людей и всё. Никаких красот, как в метро Москвы или Питера, здесь нет. Все утилитарно, просто и не очень чисто. Кстати, то же самое почти во всех европейских городах, где я был. Исключение помню разве что в Порту, там метро отличное, но у них и не столько метро, сколько скоростной трамвай.
Кстати, возможно, из-за такого отношения к транспорту европейцы и покрывают сеткой метро большую часть города, а не на сколько хватило денег после установки колонн и скульптур на центральных станциях. Если так, то такой подход одобряю, полчаса в метро можно и потерпеть, если взамен предлагается быстро добраться на край города.
Теперь третий момент, и он откровенно грустный - это навигация. Она неочевидная и неудобная. Я не понимаю, как можно так проектировать вещи, которыми пользуются миллионы людей, и местных, и туристов. Вообще это тема отдельного поста, мне кажется, немцы не знают, что такое юзабилити, и делают все, чтобы жить было трудно. Бог знает, как эти люди создали интерьер мерседеса и стиралку бош, если они не могут понятно нарисовать стрелочку с направлением движения. Конечно, в общественном транспорте это особенно проявляется, тем более когда опаздываешь.
Пример. Ищу на каком-то вокзале линию S2. Шарю глазами по стенам и столбам, о, вроде вон там что-то мелькнуло с S. Иду, нет, здесь S3, ищу дальше. О, вон туда S1-S3, иду полкилометра зигзагами, нахожу столб с табличкой "S2" и стрелочкой направо. Иду направо - и еще через 50 метров выхожу из вокзала. Ладно, возвращаюсь обратно к тому столбу. Оказывается, с другой стороны этого же столба висит та же табличка S2, но стрелка уже нарисована направо и вниз. Вниз! Спускаюсь вниз, ой, попал не на тот эскалатор, поднимаюсь обратно, там есть еще одно вниз. На этот раз угадал.
Другой пример. Приезжаю на вокзал в Аугсбурге. Ищу 8 платформу, выхожу на первую. Логично, что должен быть надземный или подземный переход на следующие. Иду метров 100 по платформе, о, виднеется подземный переход. Подхожу ближе, а он перекрыт на ремонт. И нет ни табличек, ни надписей, где искать другой. Дохожу до края платформы - ничего нет. Спрашиваю у случайной женщины, говорит, ой, это надо возвращаться назад, в самое начало, там зайдешь в помещение и повернешь направо в темный коридорчик, по которому выйдешь к переходу. Да, говорит, у нас тут все непросто. И смеется. Иду по инструкции и действительно выхожу к переходу. Опять же ни надписей, ни подсказок, ничего нет.
И так почти везде. Конечно, бывало и немыслимое. Это когда я шел по улице, видел знак метро, спускался в него и попадал сразу на платформу. Но таких приятных сюрпризов было мало.
За 2 недели я понемногу привык и стал закладывать в поездках время на поиск нужной линии или платформы. Понимаю, если ты давно живешь в городе, то запомнишь все хитрости наизусть, но как ориентироваться туристам - совершенно непонятно.
В общем, вот так. Надо признать, что несмотря на приколы с навигацией и опозданиями немецкий общественный транспорт очень крутой. Доехать можно куда угодно и на чем угодно. Поэтому пока я поставлю транспорт в Германии на первое место. К навигации можно привыкнуть, а опоздания случаются все-таки не каждый раз и с ними можно жить.
Железные дороги в Германии
Я уже рассказывал о них раньше, но сейчас чуть подробнее и немного фото.
На первой фотке типичный немецкий вокзал. Даже не помню, из какого именно города, они все одинаковые. В Германии вокзал это не просто место, куда ты приезжаешь, чтобы отправиться в другой город и скоротать время до своего поезда. Немецкий вокзал - это огромный торговый центр на нескольких этажах, с пятью супермаркетами, десятками кафе и фудкортов, с парикмахерскими, бутиками, салонами связи, офисами и полицией, с бесконечными коридорами и закоулками. Да, чуть не забыл, поезда и платформы там тоже есть, но нужно еще постараться, чтобы найти их в этих лабиринтах.
В Германии интересная система нумерации вагонов - ее нет. Вместо номера вагона в билете указывают класс. Как понять, какой вагон к какому классу относится? Я знаю только один способ. На платформе на табло рисуют поезд и пишут, мол, от буквы A до D первый класс, а от F до G - второй. А еще есть буква E, где первый этаж - это один класс, а второй этаж - уже другой. Ищи сам. Напомню, что там нет никаких кондукторов и вообще сотрудников, у кого можно было бы спросить, в какой вагон тебе нужно.
Места в билетах указаны, но опять-таки как понять, в каком они вагоне? Заходишь наугад и тащишься с баулами через весь поезд. А между вагонами просто так не пройдешь, там двери на фотоэлементах, которые вроде бы должны реагировать на твое приближение, как в супермаркетах, но на деле они часто тупят и не открываются. Когда я так попал в первый раз, то подумал, что останусь в этом межвагонье до конца поездки. Потом увидел, что нужно поднять руку над дверью и там махать, пока датчики не сработают и дверь не откроется. Мелкие приключения на каждом шагу.
Конечно, сами места тоже разные, есть обычные сидячие, как мы все привыкли в поездах, есть за столиками, есть отдельные закрытые купе - непонятно, куда тебе соваться с твоим билетом. Я, например, так и не запомнил, какой класс дороже - первый или второй. Я не могу понять, зачем так сделали. Все, что нужно знать в поезде - это номер вагона и номер места. Почему немцы до этого не догадались? Единственное объяснение - турист должен страдать.
Еще интересный момент. Когда я первый раз поехал в поезде, то отдельно платил в билете за выбор места. Прихожу, смотрю, на моем месте уже сидит какой-то бюргер с газетой. Думаю, ладно, я не гордый, сяду недалеко на свободное место. Может, здесь принято как в маршрутках, места формально есть, но никто не обращает на них внимания. Сел неподалеку. Через пару остановок заходит чел и говорит, мол, это место у окна мое, я специально покупал. Ладно, не выгонять же того деда, который за столиком кроме газеты уже разложил кофе с пончиками, пусть сидит ест. Пересел на соседнее. Приходит еще один чел, говорит, это тоже мое место, но ладно, сиди, я тоже на другое сяду.
Думаю, да пошли вы к чертям собачьим, в следующий раз не буду вообще платить за место, если все равно нужно прыгать с одного на другое. На следующий поезд не купил. Думаю, наверно, раз мест нет, то садишься на свободное. Или в этом классе все места свободные. Но в вагоне все места под номерами. Спрашиваю у какой-то девушки, та говорит, ой, я даже не знаю, что вам делать, здесь всегда нужно покупать место. При покупке билета об этом, конечно, ни слова, выбор места опционален. Наверно, говорит, надо тебе садиться куда попало, но если придет человек на это место, то уступать ему и искать новое свободное. Отлично, я как раз думал, чем развлечься эти 3 часа до Берлина. В итоге места менять не пришлось, хотя людей на остановках заходило много. То ли просто так вышло, то ли немцы не захотели связываться с моей недовольной рожей, не знаю. Но доехал без пересадок.
Когда ты уже наконец уселся на свое место, то можешь заценить, что немецкий поезд все-таки комфортная штука. Сиденья удобные, не доски на чурбаках. В подлокотниках есть зарядки. Есть wi-fi, плохонький, но бесплатный. Функциональные столики, как на втором фото, причем они есть даже в пригородных электричках. За столиком можно вполне поставить ноутбук, есть выемки для стаканов воды или пива. Да, там можно пить пиво в электричках, я 20 лет ждал этого момента. Правда, сам не пил, но момента дождался. А еще столик совмещен с мусоркой. Со стороны этого не видно, и когда я доел бутерброд и стал по привычке засовывать бумажку в боковой карман рюкзака, немец-сосед посмотрел на меня как на дикаря и откинул крышку столика, под которой оказалась мусорка.
На третьем фото просто вид из окна на каком-то полустанке. Примерно такой же будет вид и в глуши, когда скоростной поезд решит просто остановиться и постоять минут 20. Местные говорят, что такие задержки происходят потому, что в Германии нет выделенных линий для грузового транспорта. Соответственно, пассажирские поезда вынуждены пропускать вперед грузовые. Грузы, конечно, приоритетнее и приносят больше денег, чем люди.
Из-за опозданий сложно подгадать время прибытия на нужный вокзал. Например, по расписанию поезд прибывает в 20:50. В пути были задержки, но кто знает, может, в пути немного нагнали. В 20:55 на табло внезапно появляется "Berlin, 2 minutes". Народ почти весь сидит, но я знаю, что поезд едет дальше в Гамбург, поэтому хватаю вещи, выскакиваю, поезд уезжает, и только тогда до меня доходит, что это не центральный вокзал Берлина, куда мне нужно, а какая-то пригородная станция. До вокзала еще 10 минут. Благо выяснилось, что от этой станции до нужного мне места добираться оказалось даже быстрее, чем с центрального вокзала, но осадочек остался.
Вот такие ситуации. Конечно, по отдельности они все мелкие и не стоят особого внимания. И многих можно было бы избежать, будь я повнимательнее. Но в этом весь немецкий транспорт, такие мелочи на каждом шагу, тут не расслабишься. Смотри всеми глазами, будь начеку, мониторь все табло, следи за геолокацией в телефоне, узнавай заранее про билеты. Да не хочу я над всем этим запариваться! Я в отпуск приехал, а не на соревнования по спортивному орентированию. В какой-нибудь Португалии у меня и вопросов не возникало, куда бежать. Вот вокзал, вот кассы, вот метро, а вот электрички. Что еще нужно для туриста и даже местного. И это я еще не расссказал, что далеко не везде в Германии есть надписи на английском, разве что в Берлине и в аэропортах. А так везде немецкий. В итоге каждая поездка на поезде превращалась в такой интересный квест.
Немецкое метро
Метро в Германии не такое дикое, как железные дороги, все-таки плохо сделать метро сложнее, чем поезда и электрички. А так все как обычно, есть карта метро, есть вагоны, заходи и езжай, чего еще надо. Главное, не перепутать поезда, так как часто к одной платформе подходят разные линии метро. Да и электрички ходят по тем же рельсам. Но на табло пишут, что именно сейчас приедет, и даже, о чудо, на самих поездах пишут номера линий.
Иногда бывает непросто найти метро на больших узловых станциях или вокзалах, но об этом я уже писал раньше. Но даже на станциях поменьше бывает весело, когда там всего одна линия, ты попадаешь на платформу, а поезда на ней ходят только в одном направлении. А в другое направление - это не перебраться на другую сторону платформы, нет, это было бы слишком просто. На самом деле надо спуститься на пару этажей вниз по страшной кривой лестнице, которая находится за углом в дальнем конце платформы. Как ее найти? Спрашивай у людей, надписей и стрелок, конечно, не будет. Если бы не сказали, что этот закоулок ведет на другую платформу, я бы подумал, что там какое-то техническое помещение.
Вот поэтому после Германии я воспринимаю питерское и московское метро, как что-то невероятное. Надо же, спустился вниз, а там одна платформа и одна линия. Налево в одну сторону, направо - в противоположную. Чудеса! Да и метро в Барселоне уже кажется не таким страшным. Там, конечно, нужно попетлять узкими коридорами, чтобы добраться до нужной станции, но хотя бы навигация сделана по-человечески.
Сами поезда в метро разные, есть новые и есть старые. На фото старые вагоны, но они пусть и чуть разболтаннее и грязнее, но какие-то душевные. И гремят сильнее, и громкоговорители скорее громкооратели, и велосипедом там тебя задавят. Но все равно интереснее. И сами вагоны снаружи красивее.
Трамвайки
О них рассказывать особенно нечего. Удобный транспорт, ездит часто и быстро. Трамваи снаружи выглядят новее и красивее поездов, а внутри чище и комфортнее, чем в метро. Все вагоны низкопольные, рассчитаны на инвалидов и людей с колясками. Взбираться по ступенькам не приходится.
Успел сфоткать несколько штук, но все разные и симпатичные.
Неудобная Германия
Я часто упоминаю о том, сколько в Германии всего странного и неудобного. Приведу побольше примеров того, что меня удивляло и временами раздражало.
Номер 1
Типичная картина - дорога, разделенная трамвайной линией. И забор, уходящий в бесконечность. Конечно, там очень удобно парковать велосипеды, но как перейти на другую сторону дороги? Щелей в заборах не предусмотрено, иди 200 метров до ближайшего перекрестка и пытайся успеть перебежать дорогу, пока горит зеленый свет.
Номер 2
Насчет "успей перебежать дорогу на зеленый свет" - это не преувеличение. Посмотрите, как выглядит светофор. Какой энергичный зеленый человечек! Он всем своим видом показывает - здесь не место для прогулок, здесь надо БЕЖАТЬ. После Барселоны с ее 30-40-секундными зелеными паузами пришлось заново учиться бегать через любые дороги, даже двухполосные. Хуже настронные светофоры для пешеходов я видел только в столице Черногории Подгорице, где зеленый свет может включаться на 8(!) секунд для перехода 6-полосной дороги.
Номер 3
Берлин. Такими красными ржавеющими трубами опутана половина города. Я понимаю, что такую красоту нельзя просто взять и куда-то спрятать, здесь вопрос к тем, кто проектировал это убожество. Но выглядит очень стремно для столицы города. И это не какие-то заброшенные окраины, где ночуют бомжи, это есть и в приличных центральных районах.
Номер 4
Дахау. Это скорее из разряда забавного. Детский садик. Закрыто. На 2 цепи. Для совсем уж непонятливых.
Номер 5
Снова Дахау. Приличный район, хорошие дома. Как перейти на другую сторону дороги? А как и на самом первом фото - никак. Только на том первом фото забор, который с велосипедами, он метр высотой, и если сильно нужно, то через него хотя бы можно перелезть. Несознательные мигранты и туристы так и делают.
Здесь же забор выше человеческого роста и еще с колючей проволокой! Может, там какая-то закрытая территория, военная часть или тюрьма? Нет, обычный район. На фото слева виднеется проезд. На той стороне ходят люди, паркуют машины. То есть пройти туда можно. Но двухметровый забор с колючей проволокой в городе - это дикость.
Номер 6
Берлин. Пробираешься по тротуару вдоль какой-то стройки и упираешься вот в такую конструкцию. Чтобы ее обойти, нужно вылезать на дорогу, но это ладно. К этим мосткам заботливо приставлена лестница, а наверху стоят люди. Думаешь, наверно, временная смотровая площадка, там строят что-то интересное. Влезаешь наверх и что там видишь? Второе фото. Стройка, куча глины и экскаваторы. Прекрасный вид, оно того стоит.
Номер 7
Мюнхен. Арка, обрастающая зеленью, могла бы быть очень красивой, если бы не была перегорожена забором. И чуть дальше видим тот же строительный мусор и технику. Впрочем, это Мюнхен, он весь такой.
Номер 8
И снова Дахау-город. Кажется, он выбился в лидеры. Надо сказать, именно там я встретил больше всего такого нехорошего. При этом город в целом производит приятное впечатление, возможно, поэтому на контрасте необычные вещи сразу замечаешь.
В парке деревья нумеруют - это нормально, в парках часто так делают. Но кто прибивает таблички с номерами прямо к дереву? Да еще и такими здоровенными гвоздями. Таблички привязывают или веревкой, или хотя бы проволокой, если не хочется следить за состоянием веревок и вовремя их менять. Но не гвоздями же.
Но надо признать, есть в парках и хорошее. Здесь нет беспощадной советской привычки белить деревья и подчистую выгребать опавшую листву. И на этом спасибо. Надеюсь, однажды в Дахау доведут парк до ума и заменят гвозди на что-то более гуманное.
Deutschlandticket
Еще одна вещь из разряда "да что ж это такое делается". Но сначала о хорошем.
Под страшным словом Deutschlandticket кроется очень полезная вещь - единый проездной по всей Германии. Немцы додумались до такого только в 2023 году, и эта штука полюбилась всем и сразу. Идея такая, что покупаешь проездной за 50 евро в месяц и можешь ездить по всей стране практически на всем - на пригородных электричках, метро, трамваях и даже на дальних электричках между городами. Я, например, так доехал от Аугсбурга до Нюрнберга. 2 часа на электричке, считай, бесплатно.
При этом проездной работает во всех городах, то есть с его покупкой тебе вообще не нужно задумываться об общественном транспорте. Еще и учитывая то, что в местном транспорте нет кондукторов и турникетов. Заходишь в любой транспорт и только иногда показываешь проездной проверяющим.
Не уверен, можно ли ездить по Deutschlandticket на автобусе, но мне и не пригодилось. Рельсовый транспорт в Германии намного удобнее и отлично развит.
В общем, очевидно, что такой проездной - штука хорошая. А теперь о плохом, ведь в Германии не могут придумать просто хорошую вещь. Надо, чтобы она была хорошей, но неудобной. В чем суть? Этот проездной нельзя просто прийти и купить в кассе. Обычные билеты продают на каждой остановке в автоматах, а эти нет. Надо специально идти в билетную кассу. Меня знакомый повел в кассу на центральном вокзале Мюнхена.
Что меня сразу удивило, так организация работы касс. Примерно как у нас в сбербанках. Ты не можешь просто пройти в свободную кассу. На входе стоит автомат и выдает билетики, смотря чего тебе надо. И за автоматом стоит дяденька, нажимающий нужную кнопку - нажать самому тебе не доверят. Получаешь билетик с номером и ждешь.
Первая реакция - как круто это сделано! Никаких очередей, толкотни и "мне только спросить". Стоишь в цивилизованной очереди с пакистанцами и турками и ждешь, когда тебя вызовут. Над головой табло с номерами билетов и номерами касс. Касс больше десятка, перед тобой человек 15, соответственно, ожидаешь, что ты быстро сделаешь все свои дела. Благодать.
Но уже через полчаса благодать проходит, потому что ожидание в очереди начинает напрягать. Она почти не движется. Я наблюдал за ближними кассами, и некоторые за полчаса не смогли отпустить ни одного клиента. В банке я бы еще понял, люди могут оформлять кредит и это занимает много времени. Но в кассе-то на вокзале что они делают?
Ответ я узнал, когда до меня таки дошла очередь. Deutschlandticket даже в кассе купить не так просто. Дело в том, что ты должен заключить целый договор с какой-то немецкой компанией, предоставить им данные по своему банковскому счету, домашнему адресу да еще показать паспорт, испанское внж и честное лицо. И после этого подписать кучу бумаг. Естественно, счет в банке нужен европейский, поэтому если ты приедешь из России, то такой проездной не купить вообще никак.
Попросить немецкого знакомого купить проездной на себя тоже нельзя - он именной и привязан к паспорту или другому важному документу. Поэтому контролеры проверяют не только сам билет, но еще и документ, да еще и смотрят на твою рожу - как это ты со своей не особо арийской внешностью раздобыл священный Deutschlandticket.
Зачем вообще нужен договор на проездной? Вроде бы возьмите мои 50 евро и дайте карточку на месяц. Ок, я приехал в середине месяца, поэтому проездной будет стоить 78 евро - за оставшиеся дни месяца и плюс полный следующий. То, что мне не нужен следующий месяц, потому что я уеду уже в этом, никого не волнует - проездной выписывается минимум на 2 месяца. Но и это ладно. При немецких ценах на отдельные билеты проездной за 78 евро окупается за 3 дня, а не то что за 2 недели.
Так вот, банковский счет нужен затем, что проездные работают по подписке. То есть ты подписываешь бумаги, что ты согласен, что каждый месяц немцы будут списывать с твоего счета 50 евро. Я не против, ладно, но как это отменить? Отвечают, битте, дескать, без проблем. Вариантов масса. Самый простой, это когда будешь улетать, прямо в аэропорту зайди в информационный центр и тебе все сделают. Или позвони по такому-то номеру и мы тебе все отменим. Ну и если уж эти железобетонные варианты не сработают, то вот сайт, на котором все легко и просто, зайдешь и тоже отменишь. Вот это в бумажке логин, а вот это пароль. Или наоборот. Или пароль на почту придет. В общем, разберешься.
Это был мой первый день в Германии, поэтому в "легко и просто" я наивно поверил. Подписал кучу бумаг, что я согласен, что мои банковские данные теперь есть и в Германии и что разрешаю немцам использовать свои паспортные и прочие личные данные для спама по смс и телефону, поблагодарил немецкого знакомого за то, что он это все переводил (без него я бы разбирался с этим не полчаса, а полдня) и довольный пошел дальше с проездным на руках.
Если думаете, что на этом история счастливо закончилась, то нет. Это Германия, здесь нельзя счастливо закончиться. Я радостно пользовался проездным все 2 недели, действительно много ездил и сэкономил кучу денег. Но дальше нужно было отменять подписку на этот проездной.
Начал я с самого простого способа - пойти в информационный центр аэропорта. Я улетал из Гамбурга, в аэропорт приехал в 9 утра, нашел 2 инфоцентра и сюрприз, оба не работают. Действительно, зачем открываться инфоцентру в 9 утра? Да еще и в аэропорту. Всем известно, что в такую рань в аэропорту только спят бомжи и ходят всякие маргиналы, а приличные люди начинают собираться там только к обеду. Видимо, и информационные центры открываются тоже ближе к полудню.
На всякий случай спросил у полицейского, вдруг он знает. Он знал и уверенно сказал, что такой проездной отменять не надо, можно просто выкинуть. Хитрый. Явно работает на правительство. Выкинь я этот проездной, то платил бы в немецкий бюджет по 50 евро до конца жизни. Или до конца банковского счета.
Ладно, думаю, отменю подписку из Испании, позвоню по указанному номеру и попрошу все сделать. Попробовал. Конечно же, номер был недоступен. То ли просто не работал, то ли я неправильно набирал какие-нибудь международные коды, то ли на моем испанском тарифе какие-то ограничения. Не знаю. Но дозвониться не смог. Оставался сайт.
Никаких данных с логинами-паролями на почту я не получил, пришлось разбираться по бумажному договору. Зарегистрироваться я кое-как сумел, а вот с отменой тоже была проблема. Ошибка - нет совпадений вашего паспорта и номера проездного. Пишу в поддержку, жду ответа неделю, приходит стандартная отписка, мол, дурак, проверь номера и цифры в паспорте. Перезагрузи компьютер. Если и это не поможет, то вот ссылка на стандартные вопросы-ответы на сайте, которые, конечно же, тоже не помогли.
Начинаю нервничать, тем более что отменять подписку на декабрь нужно до 10 ноября, а иначе за декабрь тоже придется платить. Что немного обидно с учетом того, что я улетел из Германии еще в конце октября. Ищу инфу на форумах и смотрю ролики на ютубе, где люди успешно отменяют эту подписку. Выглядит и правда просто, но у меня не срабатывает. Все те же несовпадения паспорта и номера проездного.
Только через пару дней тыканий в сайт все получилось. Случайно. Выбрал другую компанию для входа (их там много, но все инструкции велели выбирать только одну), ввел те же данные - и чудо, зашел в личный кабинет. Ну и дальше действительно все просто, 2 минуты и проездной отключен. По крайней мере так было написано, в начале января узнаю, сняли ли деньги за декабрь. Но почему-то есть чувство, что эта эпопея закончилась.
Вот так. Это был сказ о том, как можно удобную и простую вещь превратить в бюрократический ад. Конечно, живи я в Германии, то оформил бы один раз этот проездной и забыл бы о нем навсегда. Но я турист. И я не один такой. Было бы здорово иметь какую-то более простую процедуру. И без всяких привязываний счетов, что это за крепостное право. Я понимаю, когда счет привязывается к оплате аренды квартиры, коммуналке и оплате симкарты с интернетом - у меня в Испании у самого так. Но я там живу. А когда я арендую квартиру на Airbnb или покупаю туристическую симку, с меня никто не требует подписи кровью. Если это временная вещь, то достаточно просто один раз заплатить денег, пусть даже дороже. Туристы в целом платят за все дороже, чем местные жители, и все к этому готовы. А вот к семи кругам бюрократии нет. Это явно лишнее.
В общем, Deutschlandticket и вся пляска вокруг него оказались для меня прямо таки символом Германии - задумано хорошо, реализовано странно и приправлено лишней бюрократией.
Немецкие дороги
Все мы слышали о немецких автобанах. О том, какие они идеально ровные. О том, что на них нет ограничения скорости. О том, что по ним можно спокойно ехать хоть 250 км/ч. Что ж, буду разбирать на своем небольшом опыте.
Когда мы поехали в замок Нойшванштайн на машине, то я спросил на обратном пути, будем ли мы выезжать на автобан? На что получил ответ, дескать, мы и так едем по автобану. Хм. Я ожидал чего-то другого.
Как выглядит тот самый знаменитый немецкий автобан? За всю Германию говорить не могу, так как на машине катался только по Баварии, но думаю, в целом картина похожа. Так вот, немецкий автобан это обычная дорога. Внезапно. Да, она ровная, но даже близко не идеальная. Есть и ямки, и трещинки, и машину иногда потряхивает. В общем, ничего особенного.
Конечно, в целом дороги намного лучше, чем в России. Но вполне сравнимы с испанскими или черногорскими. По качеству напомнили мне хорошую ухоженную трассу, вроде нашей М7 в районе Нижнего Новгорода или Владимира. Ну то есть более-менее ровный асфальт и хотя бы по две полосы в каждую сторону. И отбойники. Другое дело, что по словам местных, такие дороги в Германии везде, а не только между крупными городами, как у нас. И еще одно важное отличие - у немцев нет платных дорог. В отличие от России или той же Испании, где за полчаса езды до соседнего города встретишь пару пунктов оплаты. Где сдерут от 5 до 15 евро, как повезет.
Насчет ограничения скорости. В целом на автобанах его нет, но немцы уже подумывают ввести. Как по мне, адекватная допустимая скорость по местным дорогам 100-120 км/ч. Ладно, где-то 150, на совсем уж хороших участках. Но никак не 250. Да, время от времени мимо проносятся идиоты на 180-200, но это именно идиоты. Точно такие же, как камри на московских номерах, летащих по М7 на скорости под 200, подпрыгивая и мотаясь по всем полосам. На такие скорости дороги и трафик просто не приспособлены, ни наши, ни немецкие. Пусть даже там нет светофоров и перекрестков, только съезды, и стоят отбойники, но дороги не прямые, радиусы поворота иногда довольно большие, да и трафик плотный. В общем, как по мне, не существует дорог общего пользования, рассчитанных на 250 км/ч. И немецкие дороги тоже не про это.
Касаемо того, что есть вокруг дороги. Вид из окна, если не знать, где находишься, какой-то очень привычный русскому глазу. Когда я только выехал из города, первые полчаса было чувство, что еду из Питера куда-то в Новгород. Все такое знакомое, эти поля, деревья на обочинах, лесопосадки, серые города на горизонте. Нечему любоваться по пути, никаких пальм, гор, больших рек или озер. Просто едешь и едешь.
На дорогах в основном отечественные машины. Чаще всего фольксвагены и опели, но и дорогих марок много. Особенно из немецкой тройки: мерседесы, бмв и ауди. Особенно в Баварии и уж тем более в дорогом Мюнхене. Мерседесов и бмв там по ощущениям больше, чем народных фольксвагенов. Что ж, знаменитые баварские буржуи, могут себе позволить.
В городах дороги разные. Я бы сказал, что качественные, но слишком уж много у них ремонтов. Из-за чего на дорогах грязь, мусор, вечные перекрытия, валяются какие-то доски. Когда все чисто, то выглядит хорошо.
О немецких водителях. Не сказать, что они прямо такие вежливые на дорогах. В городе пропускают, но не особо охотно. На трассе могут и подрезать или затормозить не вовремя, ну это как и везде.
Однако есть у немцев одна черта, которой стоит бы поучиться всему миру. Это отношение к служебным машинам: полиции, скорой и пожарным. Мне еще до поездки в Германию попадались фото пробок на немецких дорогах. Когда две полосы, глухая пробка и водители сами разъезжаются по краям дороги, оставляя посередине проезд специально для полиции и скорой. Они сами организовывают этот проезд и причем никто не лезет в образовавшуюся искусственную полосу. Даже если никаких скорых не видно. Для меня это выглядит как фантастика - чудеса сознательности и огранизованности. Или, может быть, это прописано в правилах, а за несоблюдение дикие штрафы - это тоже неплохой вариант.
Такую ситуацию на дороге я видел сам, не только на картинках из интернета. История такая, по узкой дороге, на которой шел ремонт, еле двигались машины в 2 полосы. Дорога была тесной, на обочинах строительный мусор, и на мой взгляд, подвинуться там было физически некуда. Но как только сзади засигналила скорая, все машины каким-то волшебным образом стали расползаться по обочинам и невидимым карманам, в которые непонятно как можно было втиснуться. Залезали на бордюры и притирались друг к другу в миллиметры. Я бы так смог, разве что ободрав машину. Немцы же делали это как по команде, синхронно, в спешке, и скорая проехала почти не снижая скорость. Удивительное зрелище. Хоть и понимаешь, что это и есть адекватное поведение и так должно быть везде.
Кстати, служебные машины обладают совершенно диким сигналом. И включен он всегда, а не только когда водитель видит затор. Особенно в Берлине. Первые пару дней в городе я постоянно пугался, слыша этот вой мигалки. Думаешь, что машина позади тебя в десяти метрах, а ее даже не видно - она в соседнем квартале. Слышно хорошо, но зачем в радиусе километра-то?
На этом по немецким дорогам все, итоговые впечатления такие. Дороги хорошие, но не супер. Водители в целом вежливые, но не очень. А вот за отношение к служебному транспорту немцам большой респект.
Языки в Германии
Начну с английского. С ним у немцев все хорошо. Правда, понимаешь это не сразу, а только когда начнешь с ними разговаривать. Говорят прекрасно все, хоть бабушка на скамейке, хоть школьник, хоть кассир в местной пятерочке. Легко, свободно, как на своем родном. Завидую.
А вот визуально, так сказать, "письменного" английского в Германии не хватает. В транспорте табло чаще всего только на немецком. В билетах немецкий. В кафе и ресторанах меню на немецком. Чуть лучше ситуация в Берлине, там хотя бы в транспорте и на вокзалах надписи дублируются на английском. И в аэропортах, но там понятно, в любом аэропорту так. А на городских улицах навигации на английском все-таки не хватает.
С одной стороны, немцев можно понять. С какой стати им распинаться перед заезжими туристами. Но с другой, во многих европейских городах английский используется как дубль местного и никого это не напрягает. Уж как минимум в любом кафе есть меню на английском. Но у немцев свой путь.
Теперь немецкий язык. Знаю из него только халло (почти как hello), данке шён и ауфвидерзеен. Причем ауфвидерзеен говорят только русские, нормальные немцы эту фразу употребляют редко, она слишком официальная. Неофициально говорят просто "чао", похоже, это слово так же универсально, как и "окей".
Хотя немецкий язык совершенно не понимаешь, все равно относишься к нему как-то по особенному. Как бы это объяснить? Ну там в любой фразе ты слышишь "хэндэ хох", "шнелле" или "ахтунг партизанен". Я все 2 недели отпуска не мог от этого избавиться. Конечно, сам язык такой, он грубоватый, много резких согласных и длинных слов. А если еще и говорят громко да прокуренным голосом, то вообще... Вспоминаю официантку в шумном кафе, которая криком уточняла, принести мясо из говядины или свинины. ШВАЙН? ГУТ! ДАНКЕ! Хотелось в ответ затянуть "Катюшу", дабы показать, что я ее не боюсь, но не смог. Я не верю ни в какую генетическую память, менталитет и прочую психологию по наследству, но немецкий язык для моего уха звучал очень неприятно, это факт.
Напоследок про русский язык. Его много. Германия всегда была самой привлекательной страной для наших эмигрантов, а за последние пару лет их количество, похоже, удвоилось. Русскоговорящие везде. Ладно в Берлине на каждом шагу, но еще и в Мюнхене, и в Гамбурге, и даже в небольших городах - да везде, где я был.
Проходит стайка подростков - на всю округу слышен русский мат. Вот женщины приличного вида, обсуждают, какие немцы скучные. Вот идет чел, знакомый по ютубу - Максим Курников, ведущий канала "Bild на русском". Турки, заворачивая дёнер (это наша шаверма), говорят "пожялюйста". В кафешке внезапно приносят меню на русском, пусть и с кривым переводом. Официант приносит пиво и говорит "на здоровье", непонятно, откуда вообще иностранцы взяли эту фразу. В другом кафе неожиданно приносят пакетик российского чая, явно не случайно, а чтобы сделать приятное. Памятники о войне довольно часто подписаны на русском. Автографы на заборах в стиле "здесь был Вася". И мой топ - надпись на берлинской стене "господи, помоги мне выжить"
Немецкая кухня
Скорее всего, и так догадываетесь, что такое кухня в Германии - мясо, сосиски во всех видах, рульку, картошку и квашеную капусту. Готовят обычно просто, но много и вкусно. Правда, перебарщивают с жирностью, можно бы и поменьше сала, но это кому как нравится. Я не люблю, когда с вилки капает жир, но там многие блюда такие.
Больше всего мне запомнился шницель. Раньше чаще всего мне попадались шницели, больше похожие на подошву, но немцы делают их какими-то легкими, их можно есть спокойно, не жуя кусок по 2 минуты. Рыбы мало, она не особо в почете. Блюда разнообразнее, чем на Балканах, но и намного дороже, наполовину или больше.
Я вообще заметил, что где бы я ни был, везде кухня в целом мне нравится. Кроме Барселоны. Я угадал выбрать место для жизни, где как раз готовят не очень, поэтому нормальную еду приходится готовить самому или есть в отпусках.
Какое бы блюдо не называли в Германии национальным, я считаю, что это дёнер. Обычная шаверма. Ее едят все и готовят на каждом углу. В основном, турки. Отличие от нашей шавермы разве что в том, что ее не заворачивают в трубочку, а складывают пополам или в четвертинку. Как по мне, неудобно, ешь это как арбуз - грязный до ушей.
Едят дёнеры тоже все подряд, и студенты, и офисные работники в белых рубашках. У самых популярных дёнерошных стоят огромные очереди. Я загуглил заведение с высоким рейтингом, пришел туда, увидел очередь человек из 50 и ушел. Не готов торчать полчаса в очереди ради знаменитых дёнеров Мустафы. Может, и зря, но в соседнем ларьке мне тоже понравилось.
Неожиданно мне очень зашло немецкое вино. До этого я вообще не воспринимал его, как вино. Для меня немецкое вино было примерно как хорватское пиво - наверно, оно существует, но ничего особенного ждать не стоит. Оказалось, нет, немецкое вино очень хорошая штука и к тому же дешевая. Хотя в европах почти везде вино дешевое и хорошее. Но немецкое мне понравилось больше, чем в той же Испании, где 99% ассортимента - это красное сухое.
В общем, еще один стереотип о Германии был разрушен. Раньше я почему-то и сам считал, и слышал жалобы, что немцы совершенно не умеют готовить и кроме картошки с кислой капустой там ничего нет. Оказалось, умеют, и на мой вкус вполне неплохо. Конечно, это не утонченная кухня, не сыры и круассаны, но мне такого и не надо. Я за проще и побольше. Еще бы было подешевле, а не по 15-20 евро за любое блюдо, то было бы совсем хорошо.
Пиво
Баварское пиво - это, конечно, звучит хорошо, но я чего-то особенного от него не ждал. Пиво хорошее, но не было такого, чтобы я выпил стакан и кричал "дайте еще три", "я готов отдать печень за это великолепие" или хотя бы записал название, чтобы потом при случае купить еще. Нет, обошлось без этого.
Справедливости ради, все пиво, которое я пробовал, было очень неплохим. Причем и в кафе-ресторанах, и в магазинах. Даже в Сербии такого не было, там среди отличных Никшичко, Заечарского и Лав премиум все-таки попадались весьма средние на вкус. В Германии все пиво было очень хорошим.
Единственно, напрягало выбирать его в меню. Как обычно, везде меню было на немецком, а гугл-переводчик выдавал очень странные названия. Так, например, в Аугсбурге мне попался такой интересный набор: Зайка, Кроличьи дрожжи, Велосипедист, Сажа и Монастырь Тьмы. Попробовать Монастырь Тьмы я не рискнул, взял Зайку. Оказалось вполне ничего.
Самые добрые впечатления у меня были не от самого пива, а от того, что его можно свободно пить где угодно. Я уже забыл это ощущение, когда можно пить пиво на улице, последний раз это было, наверно, лет 15 назад, когда был еще студентом. Конечно, тогда я не думал, что следующий раз будет спустя 15 лет в Берлине.
Несмотря на разрешение, пьяных в городе не видно. Да и днем мало кто ходит с бутылками по городу. Начинают выходить вечером, когда уже стемнеет. И опять, народ с пивом не бродит по улицам, пугая людей, чаще всего они собираются цивильными кучками у ларьков, кафешек или на берегу реки, где играет музыка или еще что-то происходит. Сидеть на склоне реки с бутылкой пива - я думал, что совсем отвык от такого сомнительного досуга, но нет. Это было очень здорово.
Октоберфест
Продолжая тему пива. Не могу не упомянуть знаменитый пивной фестиваль в Мюнхене - Октоберфест. Я немного опоздал на него, но местный товарищ рассказал об этом событии гораздо больше, чем я предпочел бы знать.
Как я представлял себе пивной фестиваль в цивилизованной Германии? Ну... Это фестиваль, веселье, танцы, песни и пляски. Вкусная еда. И конечно, много пива. Со всей Германии съезжаются разные компании и отдельные пивовары, выставляют свои лучшие сорта, предлагают новинки, пытаются понять, какое именно пиво зайдет в следующем году. Немцы и туристы со всего мира приезжают в Мюнхен, чтобы "отведать лучшие сорта этого восхитительного напитка и насладиться обществом таких же любителей всемирно известного пенного фестиваля".
Ага. Щас.
Что там происходит на самом деле.
Те самые цивилизованные немцы, которые весь год пахали в офисе ради поездки на Октоберфест, приезжают сюда безумной ордой с одной-единственной целью - ужраться в хлам. Пиво продают в основном одного и того же сорта системы "крепкое говно". Вкус никого не интересует, цель - нажраться. За 3 недели эти граждане и туристы успевают заблевать весь город, включая улицы, трамваи, автобусы и съемные квартиры. Все 3 недели они пьют до отключки, едят наркотики и занимаются беспорядочной половой жизнью, не обращая внимания на гендеры.
Местные считают время Октоберфеста проклятым. Кто может, тот уезжает из города и возвращается только через неделю после завершения фестиваля. Потому что за неделю местные дворники и дожди успевают хоть как-то отмыть город.
Вот так. Не сказать, что я и раньше сильно хотел побывать на Октоберфесте, но теперь не хочу совсем. Спасибо, не надо. Нажраться и получить по морде (остальное из вышеперечисленного списка не рассматриваю) я могу и в более приятных и душевных местах вроде ульяновского бара "Уголок". К сожалению, ныне закрытого. Там хотя бы пиво было отличное и всякие бесчинства происходили на небольшой территории, а не по всему городу.
А баварское пиво и так вкусное. И без всякого фестиваля.
Заканчиваю с Германией
На этом все. Двухнедельную поездку в Германию я расписывал 2 месяца. Я задумывался, почему так получилось? Это ведь не та страна, которая мне понравилась. Германией не восхищаешься, как Португалией. Не любуешься, как Андоррой. Не удивляешься, как Албании.
Не, все не так. Германия - это страна, которую интересно изучать. Мы много знаем о ней стране заочно, как нам кажется. Причем даже не побывав там. И когда приезжаешь в Германию, то первое, что происходит - это ломаются стереотипы, которые ты копил всю жизнь.
В первом посте о Германии я упоминал, что скорее всего мое впечатление о ней будет меняться. Но поменялось оно не так уж сильно.
Я все так же считаю Мюнхен самым скучным городом. Все то же сильное впечатление оставило Дахау, это то место, которое нужно посещать. Нюрнберг. Как понравился мне этот город с первого взгляда, так нравится и сейчас. И наконец Гамбург - город на воде. Красивый, чистый, ухоженный. Но незапоминающийся.
И только Берлин с каждым днем привлекает все больше. Своей историей, памятью, открытостью и атмосферой города. И какой-то особенной свежестью, которую я не встречал больше нигде.
Не буду никому рекомендовать посетить Германию в отпуске. Думаю, кроме нее в Европе есть десяток стран, которые намного интереснее. В плане природы, музеев, архитектуры, кухни. Германия на взгляд мимо проезжавшего туриста довольно средняя страна по всем параметрам. Не думаю, что захочу поехать туда еще раз, если только по какому-то особому случаю.
Хотя как знать. В нашем мире все меняется.
Все посты о Германии
Бавария. Богатая провинция и разочаровавший Мюнхен