Если спросить случайного человека, в какую европейскую страну он хотел бы поехать в первую очередь, то скорее всего мы услышим - во Францию или Италию. Уж всяко одна из них будет в топ-3.

У меня же Италия едва вошла в десятку, а Франция, как теперь уже думаю, не попадет и в топ-15. Меня почему-то больше тянуло в Албанию и Андорру, чем к Колизею и Эйфелевой башне.

Это странно, тем более я живу всего в паре часов лета до Парижа и еще ближе до Рима. Но как-то не складывалось. И вот наконец этой весной я решил съездить хотя бы в Италию. Не то что бы я сильно интересовался великим итальянским искусством или хотел поесть пиццы, но "надо". Как так, жить в европах и не побывать в Италии, в Венеции и Риме. Так нельзя, даже рассказать о европах будет нечего.

Отпуск в 8 дней я распределил так: прилетаю в Милан, через день еду в Венецию, еще через день в Рим, где провожу целых 4 дня. График плотный, но уже знаю по себе, что пары дней в любом городе мне хватает, чтобы обойти его большую часть и получить общее представление, что там происходит. На Рим заложил побольше, все-таки это история! Впрочем, ходить по музеям и торчать сутки в очереди в Ватикан я не собирался, поэтому 4 дня мне вполне хватило даже в Риме.

Впечатления об Италии смешанные. Красиво, да. Там везде красиво, где бы ты ни оказался. Вспоминаю слова случайной знакомой в Албании - "Италия вся прекрасна!". Согласен полностью. Скульптуры, картины, площади, здания, церкви, вот это все. Все то, что мы знаем об Италии по книгам и фильмам - все так.

Но еще в Италии предсказуемо. Об этой стране я слишком много знал заочно, пожалуй, больше, чем о любой другой. Вот поэтому там было не то что бы скучно, но как-то понятно. И даже знакомо, как будто ты уже бывал здесь раньше. Не было удивления и ахов, не было впечатлений, которые так ценишь в новом месте. Все было такое "а, ну да, симпатично, что там дальше по списку, фонтан Треви, ок". Завидую людям, которые могут полдня стоять на Капитолийском холме и трепетать при виде Колизея, но это не про меня.

Хотел бы я причислить себя к зажравшимся эмигрантам, которым подавай только лондоны и исландии, но честнее будет назваться неотесанным быдлом без чувства прекрасного. Но простите, что ж поделать, если итальянские туалеты впечатлили меня гораздо больше, чем, например, собор Дуомо в Милане. Спросите меня о тамошних туалетах, я буду час рассказывать сверкая глазами. А Дуомо - нууу, вот есть 3 фотки, красиво, конечно, но подождите, я же еще не закончил с туалетами! Вот о чем действительно стоит рассказать! Пожалуй, оставлю эту тему ближе к финишу. Так сказать, на сладкое.

Но пора приступать. Немного опасаюсь, что эта серия постов будет больше похожа на фотоотчет для стенгазеты, чем на рассказ об одной из самых красивых стран мира. Но посмотрим, как пойдет. Начну с первого города на моем пути - с Милана.

Милан

Из трех итальянских городов, где я побывал, Милан предсказуемо оказался не самым запомнившимся. Все-таки город в первую очередь ассоциируется с шопингом, модой и футболом, а не с историей и архитектурой.

Милан скорее произвел впечатление на контрасте с Барселоной. Я вылетал из пыльного душного города и через час оказался в зеленом оазисе. Это первое, на что я обратил внимание - город очень зеленый. И сами цвета природы там ярче и живее, и дышать легче, и парков больше, и деревья выше. В этом плане город понравился.

Конечно, это Италия, поэтому здесь неимоверное количество каких-то базилик, арок и памятников. Когда я перебирал все 10 тысяч фотографий, привезенных из Италии, то 95% были именно такими. Я даже не помнил, какие фото откуда, миланские вычислил только по дням, когда они были сделаны.

Отдельно выделю площадь и собор Дуомо. Его размеры все-таки впечатляют, этакая громадина, да и внутри все красиво - напишу о соборе отдельно.

Сразу бросается в глаза, что люди одеваются иначе. Красиво и элегантно. За 2 года в европах я уже привык, что прилично выглядят здесь только русские, украинцы и сотрудники банков, да и то потому что в рубашках. Большинство же ходят как бомжи, которых в наших колхозах высмеивали еще лет 20 назад. Итальянцы всех переплюнули, но конечно же, это было ожидаемо.

Еще в Милане есть несколько небольших каналов, которые почему-то напоминали мне питерские - гулять там было особенно приятно.

А в остальном Милан это обычный европейский город. Венеция и Рим, конечно, в сравнении сильно его опережают. Но мне хотелось побывать не только в самых известных местах, но и посмотреть, как живут итальянцы в стороне от их великой культуры и прочего знаменитого наследия.

Зеленые дома

Интересная фишка Милана, которую не замечал в других городах - это увитые зеленью дома.

На втором и третьем фото здания, которые выглядят так, как будто их изначально спроектировали с учетом будущей зелени. Дома издалека кажутся огромными кустами и смотрятся очень хорошо. Могу только представить, насколько кайфово отдыхать на таких балконах.

На первом фото не совсем типичный дом, но и такие встречаются нередко. Этот зарос уже почти полностью, но много и таких, которые покрыты зеленью наполовину или вообще только начали озеленяться. Через несколько лет и они будут выглядеть как зеленые сказочные домики, даже если под листьями скрывается заурядная двухэтажка.

Вообще у меня такое чувство, что Милан помешан на зелени. В хорошем смысле. Жилые дома как будто соревнуются между собой, кто лучше украсит зеленью свою квартиру и здание в целом. На фото только самые яркие примеры, но и остальные дома стараются не отставать.

Зелень везде: на балконах, на стенах и на крышах. На балконах чаще всего цветы, но много и здоровых кустов и даже небольших деревьев. На крышах встречаются целые беседки с гамаками, которые тоже заросли зеленью. Мало того, что это красиво, так еще и защищает от жары. Очень круто, в других городах я такого не встречал. В этом плане у Милана есть чему поучиться.

Парки и зелень в Милане

В продолжение зеленой темы еще несколько фото из Милана. Мне опять-таки непривычно на контрасте с Барселоной - деревья зеленые, яркие, листва густая. И не одни только пальмы.

Забавная особенность - в парках попадаются огромные пустые площади, просто засыпанные песком или какой-то мелкой щебенкой. Не понял, зачем это нужно и почему бы не раскатить там газон. Делать на таких площадях совершенно нечего, кроме как маршировать туда и обратно.

Симпатичные домики

Гуляя по Милану, случайно наткнулся на нечто, похожее на деловой квартал. Этакая Москва-сити на минималках.

Здания симпатичные, конечно, не такие как в Андорре, но смотреть можно. Больше всего понравился IBM, видимо, это их офис.

Собор Дуомо

В центре Милана есть здоровенный собор, который считается одним из самых больших в мире. А из готических так вообще второй на планете. Для меня - самый большой из всех, что видел.

Позже вычитал, что собор святого Петра в Риме еще больше, но по ощущениям этот будет здоровее. Наверно, из-за высоты - больше 100 метров. И из-за площади неимоверных размеров.

Билет на удивление стоит не конских денег, как обычно, а всего 5 евро. Да и очередь не гигантская, народ двигается быстро. Внутри можно ходить долго, разглядывая бесконечные скульптуры, витражи и прочие итальянские художества.

При желании можно подняться на крышу, естественно, за дополнительные евро. Но я не стал, снаружи он все-таки понравился больше. Особенно привлекает какое-то безумное количество башенок и шпилей, разглядывая их можно залипнуть надолго. Ночью включается подсветка и тоже красиво.

Пожалуй, Дуомо - мое самое большое впечатление от Милана.

Венеция

В сравнении с Миланом Венеция, конечно же, совсем другой город. Яркий, запоминающийся, со своим характером. Городов, подобных Милану, много, а Венеция одна.

Наверно, вы и без меня знаете, как выглядит Венеция. Много воды, узких улочек, мостов и каналов. Я не буду оригинальным и вряд ли расскажу что-то новое, поэтому больше буду показывать на фото.

В первую очередь нас интересует та часть города, которая на острове. Да, я раньше думал, что вся Венеция это и есть остров, но нет. Это только часть города, туристическая, а остальная Венеция находится на большой земле за длинным мостом, по которому нужно еще минут 20 ехать. Впрочем автобусы ходят часто и можно не платить за билеты - их там никто не проверяет и главное, непонятно, где их вообще покупать.

"Внешний" город серый и невзрачный, годится только на то, чтобы там переночевать. Кстати, жить как раз лучше в этой части, а не на острове. Квартиры в Венеции крошечные и дорогие даже на выселках, а что происходит в центре - боюсь представить.

Центральный остров, куда едут все туристы, по форме похож на рыбу и невелик размером, километра 3 в длину и максимум 2 в ширину. За день вполне можно обойти весь остров, а за два прочесать вдоль и поперек, что я и сделал.

Конечно, бегать целый день не будешь, все равно захочется остановиться и поглазеть на что-нибудь вокруг. Но я заметил интересную вещь - там нет каких-то точек притяжения, мест, которыми прямо хочется любоваться. Разве что главная городская площадь Сан Марко и одноименный собор.

Но это совсем не значит, что там нечего смотреть. Как раз наоборот, Венеция такая, что там любая точка притягивает. Можно встать где угодно и смотреть на городские улочки, старинные дома, мостки через каналы, гондолы - маленькие лодки, катающие туристов. Там везде кипит жизнь, какая-то суета, торговля и шум.

Передвигаться по городу стоит только пешком. Можно для интереса прокатиться на местном "метро" - 3 станции на 800 метров. Можно еще покататься на гондоле за 90 евро. Или перебраться на другой берег канала на местном "пароме" за 2 евро. Но это все только для развлечения, практического смысла в этом нет. Венецию нужно изучать ногами.

Хотя одно исключение все-таки есть. Рядом с Венецией много островов поменьше, например, Мурано или Виньоле, на которых тоже есть что посмотреть. И туда надо добираться на корабликах, мостов нет, хоть и расположено все близко. По отзывам там есть какие-то достопримечательности, но по 1-2 штуки на каждом острове. Я не захотел тратить время и все 2 дня посвятил "основной" Венеции.

Подводя итоги вступлению, второй раз ехать в Венецию мне не захочется - ощущение, что за 2 дня и так все посмотрел. Вернуться просто так, чтобы прогуляться - тоже нет. Это не Питер, не Берлин и не Лиссабон, которые понравились гораздо больше. Но для первого раза Венецию горячо рекомендую - этот город того стоит.

Дальше буду постить больше фото из Венеции и понемногу их комментировать.

На улицах Венеции

Сейчас будет много фото. И почти на каждом из них вода. Специально не выбирал, все так и есть - вода везде.

Неимоверное количество лодок и корабликов, ни в одном городе не видел такой концентрации. Это и лодки местных жителей, которым иначе просто не добраться до дома, и гондолы с туристами, и водные такси, и что-то вроде паромов, курсирующих между берегами каналов. Разнообразно.

Кстати, вряд ли на фото увидите хотя бы одну машину. Их там просто нет. Машины и автобусы пускают только на краешек острова, на площадь сразу после моста, где находится стоянка. Но дальше машины разворачиваются и едут обратно на большую землю.

Насчет велосипедов или скутеров тоже не помню, чтобы их видел хотя бы раз. Во-первых, все-таки Венеция считается жемчужиной Италии, которую стараются сохранить всеми средствами, а во-вторых, город для этого просто не приспособлен. Не уверен, что там хотя бы на самокатах катаются. Все ходят пешком или пользуются водным транспортом.

На паре фото можно увидеть лодки местных жителей, пришвартованные прямо к подъезду. То есть это не фигура речи, что люди живут на воде, это так и есть. Чтобы выйти в магазин, тебе нужно садиться в лодку и грести. Или заводить мотор, если богатый и можешь себе позволить.

Красивых зданий в городе мало. Многие дома выглядят обшарпанными и рассыпаются прямо на глазах. У дверей болтаются на привязи ободранные лодки. Некоторые вообще похожи на самодельные плоты, связанные из трех досок. На веревках сушатся кальсоны. В общем, много видов нетуристической Венеции.

Но ходить и высматривать красивые здания - первое, что мы делаем в незнакомых городах - это не про Венецию. Она привлекает какой-то особой атмосферой, сам город спроектирован так необычно, что ты эту обшарпанность даже не замечаешь. Тебе интересны мостики, узкие улочки, бесконечные повороты и лестницы, а вовсе не фасады домов. Облупленные стены зданий - это просто часть общей картины, которые нисколько не портят облик города, а скорее дополняют его.

На фото не очень заметно, что там много народа, но видимо, так совпадало. На самом деле там толпы людей. По ощущениям 95% туристов. Остальные 5% - те, кто этих туристов обслуживает. Продают втридорога еду или всякий хлам с турецких базаров, катают на лодках и ругаются, откуда вас столько понаехало.

Кстати, интересно, что в городе много кафе и ресторанов, что естественно, много мелких магазинчиков, но не помню, чтобы я видел там привычные супермаркеты, где закупаются местные жители. Конечно, в эти здания сложно запихнуть большие помещения, но все-таки вопрос, где закупаются сами местные? Неужели ездят на большую землю? Слишком долго и дорого, но я не удивлюсь, если это так.

Жить в центре я бы не согласился. Даже не из-за диких цен и тесноты, скорее из-за бесконечного шума, толп туристов, сырости и этих приколов с лодками, когда до подъезда нужно плыть, возиться с веревками и вот это все. Конечно, не все дома в центре такие, есть и обычные, в которые заходишь с улицы, но выглядят они как бразильские фавелы, разве что чуть цивилизованнее.

А в целом Венецию по прежнему хвалю. Не так уж много на свете городов с таким необычным устройством и особой атмосферой.

Каналы Венеции

Несколько фото каналов. Правда, все похожи друг на друга. Вода близко, можно рукой дотянуться, но не хочется - слишком уж грязная. Правда, на удивление особого запаха от нее было, но возможно, потому что я приезжал весной.

У некоторых каналов есть мини-набережные, а некоторые плещутся прямо у порогов домов. Есть и такие, у которых сначала есть набережная, но через 100 метров внезапно заканчивается - тогда приходится возвращаться обратно. Гугл-карты помогают ориентироваться, но каналов и мостов натыкано столько, что легко промахнуться на любой развилке.

Каналы чаще всего узкие, 2 лодки еле разъезжаются, иногда стукаясь бортами. Часто лодочнику приходится отталкиваться не веслом, а просто ногой от стены дома.

Повсюду натыканы вертикальные столбики, к которым привязывают лодки. Иногда столбик стоит одинокий у дома, а иногда их целая стоянка, как у нашей многоэтажки.

В общем, каналы и каналы, ничего особенного кроме того, что их очень много. Конечно, первые полчаса ходишь и ахаешь, потому что столько каналов ты не видел за весь предыдущий год, но вскоре привыкаешь и перестаешь обращать внимание. Очень уж они гармонично смотрятся в этом городе.

Питер - это северная Венеция?

Такую фразу я слышал не один раз, когда жил в Питере. Но после поездки в Венецию у меня только один вопрос: откуда вообще это появилось и что общего у двух совершенно разных городов?

Попытался нагуглить и вот что нашел. 5 признаков сходства.

1. Оба города "появились на свет" весной. Отлично, только причем здесь это? Питер основали в 1703 году, а Венецию в пятом веке. Немного в разное время, согласитесь.

2. Оба города находятся на севере своих стран. Хорошо, но почему тогда не Мурманск - это северная Венеция? Или Норильск?

3. Оба города построили на болотах. Согласен, но это так себе признак для побратимства. Много какие города стоят или на болотах, или на песке, или в горах.

4. И там, и там много мостов и каналов. Да, но "много" в Питере и Венеции это разные понятия. Их вообще нельзя сравнить в этом плане. В Питере много мостов и каналов относительно Москвы или Самары, но в Венеции их не то что больше, да вся Венеция - это сплошные мосты и каналы. Город на этом построен. Это как сказать, что в Белграде и Лас-Вегасе много казино. Да, в Белграде действительно много, но никто не догадается сравнивать его с Лас-Вегасом.

5. Великолепная архитектура. Самый спорный момент, на мой взгляд. Я уже упоминал, что не заметил в Венеции какой-то особой архитектуры. Как по мне, Питер в этом плане даст Венеции сто очков вперед. Это не делает его лучше или хуже, это просто делает его другим городом.

В общем, эти два города совершенно не похожи. Они абсолютно разные, каждый со своей историей, архитектурой, устройством и атмосферой.

Я даже задумался, почему меня так зацепила эта фраза "Питер - северная Венеция" именно после того, как я побывал в обоих городах? Наверно, потому что мне нравится Питер и также понравилась Венеция. Но само построение фразы как будто делает Питер вторичным после "настоящей" Венеции. Хотя сравнивать эти города не имеет никакого смысла.

Примерно такую же реакцию у меня сейчас вызывают выражения "Камчатка - вторая Исландия", "Москва - третий Рим" и "Саратов - восьмой Лодзь".

Конечно, иногда приходится сравнивать разные места и города, сопоставляя их по каким-то признакам, но это чаще выглядит примерно так. "А ты был в Питере осенью? Ну вот в Гамбурге примерно такая же погода - сыро и холодно".

Или что-то личное. Например, площадь святых Иоанна и Павла в Венеции и остановка Отрадная в дальнем Засвияжье в Ульяновске - что между ними может быть общего? Для меня может - и там, и там на меня нагадил голубь. Обоих птах-засранцев я помню до сих пор, хотя с ульяновского прошло уже 15 лет.

Но это я отвлекся.

В общем, что в итоге. Питер - это Питер, он такой один. Никакая это не Венеция, ни северная, ни болотная, ни русская - нет. И Венеция тоже одна. И Москва не третий Рим, лишь потому что туда ведут все дороги. И Камчатка - это уникальная Камчатка, а не уникальная Исландия. И даже Саратов горд и независим. Как и Лодзь.

И каждое из этих мест стоит того, чтобы там побывать. Сравнивать их друг с другом совсем не обязательно.

Сан Марко

Это главная площадь Венеции. Там проходят всякие фестивали, концерты и прочие движухи. Да и просто люди собираются посидеть в кафешках.

Одноименный собор на площади - чуть ли не единственное здание в городе, которое мне показалось красивым. То есть Венеция красивая, но вот про ее здания такого не скажешь. Этот собор исключение, выглядит симпатично. Внутрь заходить не стал, времени было мало да и строение не тех масштабов, что Дуомо в Милане.

Площадь по меркам Венеции необычная - большая. Столько свободного пространства в городе я больше не видел.

Несколько портят вид огромные зонты кафешек, а еще пластиковые стулья и заборы, установленные к какому-то мероприятию. Но можно понять, это единственное место в центре, где можно разместить толпу народа.

Нашел в википедии картину от 1730 года, на которой изображена эта площадь - на последнем фото. Что интересно, до этого времени площадь менялась, расширялась, но последние 300 лет она как будто застыла во времени. Все те же колонны, здания, ровно такой же собор и даже странные рисунки на площади, выложенные белой плиткой. Вызывает уважение, конечно, что сумели сохранить все это добро. Хотя было непросто, и Наполеон здесь безобразничал, увозил какие-то статуи в Париж, и наводнения случались, и купол собора полностью разрушался. Но как-то сумели все это вернуть обратно и отстроить в первоначально задуманном виде.

Улочки Венеции

В центре города интересно бродить по узким улочкам. Причем они такие, что иногда вдвоем сложно разойтись. Когда я раньше читал о европах, то думал, что там все города такие, но конечно же оказалось, что обычно такое только в старых городах, да и то не во всех. Современные кварталы уже делают не для таких худых пешеходов.

Но тем интереснее поизучать такую старину. Узкие улицы есть много в каких городах, но настолько тесные до Венеции я видел только в Лиссабоне. Но там их все-таки намного меньше, а здесь чуть не каждая, когда свернешь от любого канала в сторону.

Жить здесь то еще удовольствие, чересчур тесно. Сочувствую средневековым европейцам и современным бедолагам с квартирой от бабушки. Проспекты такие, что из своего окошка можно перешагнуть прямо в соседний дом. Балконы нечасто встречаются, хотя было бы прикольно по утрам здороваться с соседом за руку.

Обычно такие улицы прямые, как большинство на фото, но есть и извилистые, особенно прикольно бродить по таким ночью и натыкаться на людей в поворотах.

Нумерация домов бессмысленная и беспощадная, хотя как в этой обстановке сделать по-другому. Местные еще как-то ориентируются, но не представляю, как работают, например, курьеры. Наверно, сдают специальные экзамены и приносят справку об отсутствии клаустрофобии.

Дома невысокие, обычно в 2-3 этажа. На нижних этажах ставят решетки, как будто люди не доверяют друг другу. Много бессмысленного графити, просто какие-то каракули на стенах. Но чаще всего они невзрачные и в глаза особо не бросаются.

Кстати, гулять по таким улочкам приятно еще и потому, что туристов на них гораздо меньше, чем у каналов. Все бегут посмотреть на мостики с водой, а по тесным каменным коридорчикам ходить мало кому хочется. Да и открыточных видов для фоток там немного. Но мне было интересно бродить по таким закоулкам, пожалуй, не меньше, чем по основным туристическим маршрутам.

Ночная Венеция

Я по привычке наделал много фоток ночью, но в этот раз получилось не очень здорово. Помню Берлин и Порту, как они совершенно преображались в темноте, но здесь показать это не удалось.

Венеция тоже меняется ночью, она другая и тоже красивая, даже похожа на какую-то сказку, особенно когда ходишь по ее узким улочкам. Но это все воспринимается только своими глазами, а у камеры телефона другое мнение. Поэтому выкладываю фото какие уж получились.

Гондолы Венеции

Гондола - это один из символов города. Небольшая лодочка, рассчитанная на 5 человек. Узкая, длинная и, надо признать, красивая. Причем абы какую лодку гондолой назвать нельзя, есть миллион правил, по которым должна быть сделана правильная гондола. Все по ГОСТу, из скольких сортов дерева ее делать, какой тканью обивать, где черное, где красное, какие фигурки на ней должны быть и еще много всего.

У гондолы одно весло, два делать не было смысла, ибо в узких каналах и так еле расходишься. Причем этим веслом даже не гребут, а скорее отталкиваются. А у стен еще помогают себе ногами.

Человек, управлящий гондолой, называется гондольером. Это настоящая профессия, причем попасть туда непросто. Нужна особая лицензия, которая часто передается от отца к сыну. Есть даже сообщество гондольеров, в котором всегда состоит ровно 425 человек. Больше похоже на элитный клуб, чем на профсоюз лодочников. Хотя у меня есть подозрение, что в Венеции есть и мошенники, которые выдают себя за гондольеров, чтобы подзаработать на туристах. Этакие нелегалы-гастарбайтеры.

Настоящие гондольеры должны соблюдать кучу правил, например, носить специальную одежду. Это черные штаны и тельняшка, а также шляпа - тоже какая-то особенная. В целом эти правила соблюдают, выглядят плюс-минус одинаково, но все же не на 100%. Видимо, времена сейчас не такие суровые и допускаются некоторые вольности.

Стоянки гондол есть по всей Венеции, найти свободную и покататься здесь можно почти на каждом шагу. Стоит удовольствие, на мой взгляд, безумных денег - 90 евро за одну поездку. Причем это было весной, не в самый сезон. Когда я гуглил цены на лето, то видел и наполовину выше.

90 евро - это за одну поездку, хочешь, катайся один или вдвоем, хочешь, набивайся впятером и плати вскладчину - дело твое. Катают примерно полчаса. Сидеть удобно, там стоит что-то вроде дивана и еще стульчики по бокам. За полчаса ты проезжаешь по множеству каналов и смотришь на Венецию с воды, можно сказать, глазами настоящего горожанина. Ощущения, конечно, немного другие, но не скажу, что очень уж впечатляет. Скорее забавляет атмосфера, что ты сидишь в лодке на диване среди как будто позолоченных статуэток.

В конце такой прогулки тебя везут на то же место, откуда и забрали, предварительно выйдя на уже хороший такой и широкий канал. Там плыть немного стремно, потому как волны и мотает лодку довольно сильно. Еще и вода иногда плещется через борт, да и вообще ни разу не уютно. Водила-гондольер моментально превращается из полусонного таксиста в удалого моряка, который активно орудует веслом, что-то кричит и вообще всем своим видом показывает, что морской волк вышел в океан. Минут 5 тебя мотает на волнах, мимо проносятся другие гондолы, катерки и пароходики, все друг от друга ловко уворачиваются, а ты думаешь только о том, чтобы скорее довезли до какой-нибудь суши. Суденышко все-таки хлипкое, не для большой воды.

Наконец гондола заворачивает в узкий канал и причаливает. Гондольер вежливо помогает выбраться из лодки, прямо беря за руку, как ребенка. Что-то еще говорит с вопросительным взглядом, вероятно, просит денег. Я, конечно же, жмот и сверх 90 евро ничего не даю. И так до фига.

Что в итоге, рекомендую ли я такое развлечение? Если есть свободные деньги или по какой-то причине прямо мечтали покататься на гондоле, то да. Или если готовы сидеть в лодке с пятью китайцами и смотреть вокруг сквозь десяток рук и выставленные телефоны. В остальном - нет. Развлечение забавное, но не более того. Да и стоит неадекватных денег. Думаю, за эту сумму можно скататься на 3-4 соседних острова и точно так же увидеть Венецию с воды.

Поездка на гондоле было моим последним делом в Венеции. Сразу же после этого я отправился на ж/д вокзал и поехал в Рим.

Рим

Я долго не мог собраться с мыслями, чтобы продолжить рассказ об Италии. Потому что дошел до самой незапоминающейся части поездки - до Рима.

Наверно, это странно, как можно такое говорить о колыбели цивилизации и великой старине. Но Рим для меня оказался самым предсказуемым местом во всей Италии. Очень многое было знакомо по книгам и фильмам. Все эти названия - Колизей, Ватикан, Капитолийский холм - нам известны еще со школы. Конечно, вживую посмотреть было интереснее, чем на картинках, но не то что бы у меня сильно трепетала душа.

Думаю, Рим - это просто не мой город. Это огромный музей под открытым небом. А я не люблю ходить по музеям, я люблю ходить по улицам. Я не заходил ни в Колизей, ни в Ватикан, ни в какое-то другое известное место, только смотрел со стороны.

Конечно, Рим нужно изучать "изнутри". Но я смотрел на километровые очереди и у меня не было ни малейшего желания убивать целый день на то, чтобы попасть внутрь условного собора Петра и Павла.

О самом городе смогу рассказать немного. Половина города - это развалины, древности и памятники. Много туристов и полиции, много фотографий, ахи и охи. Не зря же это одна из главных туристических столиц мира. А вторая половина - ничем не запоминающиеся спальные районы.

Конечно, самые известные места Рима я обошел. О них и буду рассказывать дальше.

Колизей

Для меня это визитная карточка Рима. К тому же он еще удобно расположен, и каждый день я приезжал с окраины города именно на эту остановку метро.

Выглядит Колизей точно так же, как и на миллионе других фотографий, сюрприза не было. Но надо сказать, уважение внушает. Он не настолько огромный, как я представлял, но довольно здоровый - кругом обойти это надо постараться, за 5 минут вряд ли управишься.

Вокруг сидят толпы народа и залипают на развалины. Я тоже сидел и долго смотрел. Все-таки один из самых известных памятников старины, есть в нем что-то притягивающее.

Руины

В сотне метров от Колизея начинаются огромные площади каких-то раскопок. Не знаю, как они называются, но смотреть интересно. Их действительно много, обзор сверху очень хороший и можно рассмотреть множество всяких деталей.

Капитолийский холм

Одно из тех мест Рима, которое манило даже своим названием.

Обычно люди степенно поднимаются на него по парадной широченной лестнице, но я вылез какими-то закоулками и не сразу понял, что это именно он, тот самый Капитолий. Дошло только через несколько минут, когда я наконец открыл навигатор.

Кстати, именно тогда я понял, что заглядывать в карту нужно почаще, иначе рискуешь пройти через какое-то известное место и не понять, что это оно. Конечно, немного оглядевшись, я понял, что мог бы и сам догадаться, но первое впечатление было как от обычной площади на холме. Впрочем, это и есть площадь на холме.

Из плюсов - оттуда открывается отличный вид на развалины, о которых я писал в прошлом посте.

Фонтан Треви

Название, конечно, красивое. На него и купился. Сам фонтан не очень впечатлил, какая-нибудь "Брачная карусель" в Нюрнберге интереснее.

Народу немыслимые толпы даже по меркам Рима. И все на маленьком пятачке перед фонтаном.

Пока стоял и смотрел, вспоминал сцену из "Ангелов и демонов" Дэна Брауна, где он описывал убийство кардинала у подобного фонтана, прямо среди толпы. А возможно, даже именно здесь. Когда я читал, то скептически хмыкал, мол, вот это фантазия у автора, как можно это сделать в таком месте? Посмотрев на обстановку, поменял мнение и решил, что здесь не то что человека убить, а можно слона незаметно разделать.

Поэтому я, как опытный житель Барселоны, где воруют и не в таких людных местах, не столько смотрел на фонтан, сколько придерживал карманы. Хитрость удалась и за 5 минут у меня ничего не украли.

Пьяцца Навона

Пьяцца - это площадь. Все-таки язык у итальянцев красивый. Больше про площадь ничего не помню, скульптуры, фонтаны, церкви - все как и везде

Замок Святого Ангела

Этот замок понравился мне больше всего в Риме. Он задумывался как мавзолей, но позже стал символом могущества папской власти.

Идти к замку нужно через такой же основательный мост Святого Ангела. Замок очень высокий и идеально круглой формы - не помню, чтобы я раньше встречал такое сочетание. Издалека смотрится еще лучше.

В замке чувствуется какая-то обособленность, если не сказать превосходство. Он стоит как будто в стороне от всех и наблюдает за происходящим. Возможно, поэтому с ним связано много легенд о чаше Грааля, иллюминатах и прочих средневековых сказаний.

А вот то, что в тюрьме при замке 6 лет сидел Джордано Бруно - это уже не сказание. В те времена тюрьмы были при любом уважающем себя замке и не удивительно, что в такое знаменитое место посадили одного из самых известных еретиков. Не нашел фото памятника на месте его казни, но это был один из самых мрачных монументов, которые я только видел.

Собор и площадь Святого Петра

Это главный собор католического мира. И это уже Ватикан. Я так и не разобрался в точных границах Ватикана, собор - это точно уже его территория, а вот насчет огромной площади не совсем понятно. Официально тоже Ватикан, но на нее свободно можно пройти.

Ватикан уже просто так не посетишь. Он, как и положено порядочному государству, окружен высокой стеной по всему периметру, кроме площади. Чтобы пробраться внутрь, нужны какие-то записи и бронирования, я не стал с этим разбираться и тратить целый день на стояние в очередях. Поэтому пришел только на площадь и смотрел на собор бесплатно.

Площадь выстроена по хитрым геометрическим расчетам. Например, на ней есть точки, с которых открывается какой-то особый вид на колоннаду, где все колонны сливаются в один ряд. Есть и другие особенности, о которых я узнал уже после. Сил и времени изучать каждую достопримечательность заранее у меня не было. Если тратить хотя бы час на изучение каждого памятника, площади и фонтана, то не хватит и года, не то что четырех дней отпуска.

С собором и площадью, как и с Ватиканом в целом, связано много легенд. Например, что вид на площадь сверху повторяет контуры какого-то секретного ключа. Сомнительный способ конспирации, но ладно. Что замок Святого Ангела из прошлого поста на самом деле был пристанищем иллюминатов, из которого в Ватикан вели тайные ходы. Два фонтана на площади, один из них на фото - от Бернини, тоже символизируют какую-то тайну.

В общем, любили в былые времена напустить туману. Думаю, 90% легенд выдуманы ради интересных книг и фильмов.

Но и без всяких легенд место красивое и притягивающее. За 4 дня я был там раза 3 и каждый раз находил что посмотреть.

Уста истины

Перехожу к менее известным местам Рима. Уста истины - это мраморный диск, на котором изображена маска Тритона с открытым ртом.

Как обычно, мне было лень стоять в очереди, поэтому первые две кривые фотки сбоку - это мои, а третья нормальная - из википедии.

Я бы прошел мимо этой маски (их в Риме тысячи), если бы именно эта, Уста истины, не обладала замечательной особенностью: божество, сидящее внутри, откусывало руку любому лжецу, который просовывал ее в рот маски. По легендам этим с радостью пользовалось средневековое правосудие.

Когда я увидел эти уста, то немало удивился, потому что ожидал рядом с маской какую-нибудь систему зеркал или хитрых ширм, как у фокусников. Ну чтобы казалось, что руку откусывает действительно божество. Но я недооценил средневековое простодушие и узрел просто маску, приставленную к стене. За которой детина с топором рандомно решал, чья рука растет из лжеца, а чья нет. Ну или не рандомно, а по заранее принесенному списку, невелика разница.

Я сразу вспомнил другой славный обычай, когда связанного человека бросали в священную реку, дабы определить, виновен он или нет. Если потонет - река приняла, хороший человек. А всплывет - река отвергла, плохой человек, надо отрубить ему башку. Недостижимый идеал судебной системы в наши либеральные времена.

Впрочем, возможно, все это просто фантазии и ничего подобного не было. Не зря же исследователи итальянской культуры шутят, что Уста истины - самый фотографируемый канализационный люк в мире. В таком случае остается только порадоваться умению римской цивилизации создавать красоты даже для самых заурядных вещей.

Дырка в воротах

Ладно, на самом деле это называется Дверь рыцарей Мальты на Авентинском холме. Просто когда уже одуреваешь от тысяч скульптур, картин и фонтанов, то любая нестандартная штука привлекает внимание.

Очередь, примерно пятая часть которой попала на фото, стоит к замочной скважине в воротах, через которую отрывается вид на Рим сверху. Там видны Ватикан и купол собора Святого Петра, а также мальтийская аллея.

Мандариновая роща

Просто тихое приятное место, одно из немногих в Риме, где можно посидеть и посмотреть на город, не толкаясь локтями с туристами.

С нижних веток все мандарины пообрывали дети, но подпрыгнув, парочку можно и достать. Правда, никакого аппетита они не вызывают. Вся земля усыпана этими мандаринами, ходишь как по мандариновому ковру, о который пачкаешь обувь. Да и на вкус они скорее всего не очень, сужу об этом по барселонским мандаринам, которые так же растут прямо на улице, но никакого вкуса в них нет.

Древний парк Аппиа

Это огромный парк на окраине Рима. Кроме собственно парка там много древних полуразрушенных зданий и постоянно ведутся какие-то раскопки.

По парку можно ходить, но рекомендуют брать напрокат велосипеды. Там хорошие асфальтрованные дорожки и большие расстояния.

Еще в парке есть одна из самых древних мощеных дорог в мире. Если верить древним сказаниям, то эту дорогу хвалили все проезжающие по ней императоры. Дескать, хорошо сделано, крепко. Булыжники подогнаны лучше, чем в египетских пирамидах. Каретой не сразу и разобьешь.

Возможно, на одном из фото эта дорога попалась, но специально я ее не искал. Просто ходил и смотрел на зелень, которой в Риме не так уж и много.

Римские бани

В последний день в Риме я пошел в баню. Не попариться, конечно, а посмотреть, как парились в древности.

Честно сказать, особого представления я так и не получил. Постройки неплохо сохранились, можно много где побродить, но они все на один манер - огромные высоченные помещения, соединенные арками.

Убранства никакого нет. Пусто. Ни веников березовых, ни ковша, ни будёновки - не баня, а грех один. Может, раньше это все и было, но по скудным описаниям помещений и редким картинкам не понять.

Сами строения, конечно, выглядят мощно. Особенно снаружи и издалека. Если не знать, можно подумать, что это хорошо сохранившаяся крепость.

А еще это одно из немногих мест в Риме, где было мало народа, поэтому я и зашел внутрь. Кто-то в Риме идет в Колизей и Ватикан, ну а я в баню. Впрочем, об этом не жалею, все равно за 4 дня я успел посмотреть все самое интересное, и думаю, в следующий раз захочу поехать в Рим еще не скоро.

Итальянская еда

Я уже не раз жаловался, что из всех стран Европы умудрился выбрать для жизни ту, в которой не умеют готовить. Да, на мой вкус, испанцы готовить совершенно не умеют, поэтому каждый раз в отпуске я радуюсь, что наконец смогу нормально поесть в кафешках. Так было практически в любой стране, где я был, и уж от Италии-то я не ждал никакого подвоха.

При этом я не поклонник итальянской кухни. В разных странах, если я захожу в итальянский ресторан, то вижу всего 3 три типа блюда:

1. Пицца

2. Гора листьев разной травы, именуемая салатом

3. Маленький кусочек мяса с гарниром. Да, пусть он приготовлен невероятно сложным способом, красиво лежит на блюде диаметром с полметра и рядом соусом нарисовано сердечко, но он не становится от этого больше. А для гурманов моего уровня это главный критерий правильной еды.

Приехав в Италию, я ожидал, что еда будет разнообразнее. Но сюрприз, она оказалась точно такая же, как и везде.

Наверно, это тот случай, когда красота в глазах смотрящего. Зебра, глядя на лужайку пасущихся собратьев, видит много травы, лев - вкусный стейк, а гриф на скале ждет, когда кто-нибудь сдохнет, потому что ему все равно, кого жрать. Может, с итальянской едой то же самое, но я рассказываю только про свои впечатления.

Первым делом я пошел пробовать пиццу. Но посмотрев на нее в первой попавшейся кафешке, мне захотелось взять повара за рукав и отвести его в Сербию. Дабы он посмотрел, насколько сербы усовершенствовали свою пиццу по сравнению с оригинальной итальянской толщиной с палец. В сербской же пицце с палец будет только тесто. И еще два - начинка. Кто-то может сказать, что это уже не пицца, а пирог, но меня все устраивает. В общем, итальянская пицца мне не зашла, хотя и местные, и туристы уплетают ее за обе щеки. То ли со мной что-то не так, то ли остальная еда еще хуже. Пошел узнавать дальше.

Салаты тоже оказались такими, как я и предполагал. И мясо тоже. Нет, попадаются блюда, которыми ты можешь наесться, но они и стоят под 30 евро. На мой взгляд, безумие. Дороже, чем в богатой Германии. Только в Германии после блюда за 30 евро ты не можешь встать из-за стола, а в Италии думаешь, ну ладно, до вечера потерплю, а вернусь в отель, там колбаска в холодильнике. В общем, основные блюда тоже не зашли. Есть можно, по вкусу неплохо, но очень уж дорого.

В итоге спасал старый добрый Макдональдс. Хотя тоже дороже, чем обычно, но там хотя бы знаешь, что получишь. Привычную булочку, чувство сытости, изжогу - кому что, но хотя бы предсказуемо. Еще меня тянуло в макдаки, потому что там есть Биг Тейсти, а это на мой взгляд, сердце и душа макдака, то, ради чего его вообще и построили. В Испании вот Биг Тейсти нет. Потому здесь в макдаки и не захожу.

Самым лучшим блюдом для меня оказалась шаверма в одной из кебабошных Венеции. Где хмурый турок за 5 евро и 5 минут приготовил то, за что я заплатил без сожаления и съел с удовольствием.

Как-то вот так. Конечно, итальянская еда - это не то, что я ждал от Италии, но и ладно. Все-таки не пожрать туда ездил, а культурно обогащаться.

Как одеваются итальянцы

Красиво. Здесь ожидания оправдались. Итальянцы действительно умеют хорошо одеваться. После Испании или Германии, где по одежде не сразу отличишь банкира от бомжа, в Италии глаз радуется. Особенно заметно это в Милане. Думаю, не столько из-за столицы моды, сколько потому, что меньше туристов и местных жителей на улице видно чаще, чем в Риме или Венеции.

Часто носят пиджаки, рубашки, брючные костюмы, пальто и шарфики. Редко кого увидишь в потрепанных джинсах и футболке.

Причем это касается почти всех: мужчин и женщин, молодых и пожилых. Очень непривычно видеть едва живого старичка, которого ведут под руки или вообще катят на коляске, но который при этом одет так, как будто ему сейчас на прием к королю. Туфли, костюм, шляпа, шарфик, трость. И видно, что это он не со свадьбы донашивает, а покупал недавно. Такое, конечно, удивляет. Особенно когда сам в последний раз покупал костюм на защиту диплома. И то не знаешь зачем.

Пока писал, пришла в голову мысль, что, пожалуй, в Милане мне было приятнее всего находиться на улице в плане окружающих людей. Это не только в Италии, я имею в виду все мои поездки, все города, в которых бывал. Например, в Париже такого чувства не было, хотя казалось бы. Именно в Милане люди и одеваются со вкусом, и в целом хорошо выглядят. И вопреки стереотипам, они не показались мне слишком шумными или постоянно размахивающими руками, как их любят изображать во всем мире.

За это итальянцам большой респект.

Итальянские поезда

Продолжаю хвалить Италию. Неожиданно там оказались самые удобные поезда, в которых я ездил.

Внешне ничего особенного в них нет, это обычные симпатичные паровозы. Все дело в том, как организовано пользование этими поездами.

Во-первых, итальянцы продают нормальные билеты, где указаны номера вагонов и мест. Простите, я все еще никак не отойду от Германии.

Во-вторых, хорошая навигация. Вокзалы понятные, все надписи продублированы на английском, стрелочки нарисованы адекватно. Придраться не к чему.

В-третьих, удобные места. Можно выбрать место за столиком. Можно зарядить телефон. Есть подставки под стаканы. Мусорки. Сами кресла высокие, можно хоть сидеть, хоть спать.

В-четвертых, очень информативные мониторы в вагонах. Вот это мне понравилось больше всего. Отлично продумано, что и как на них показывать. Например, выводить не только следующую станцию, а еще несколько штук вперед. Очень просто и удобно. Особенно для тревожного туриста, который боится проехать свою станцию или выйти раньше времени. Как у меня было в той же Германии. Еще табло показывает время прибытия на эти ближайшие станции. Ну и всякие приятные детали вроде скорости движения и фото городов, которые встречаются по пути.

Все эти мелочи по отдельности не вызывают восторгов, итальянцы не придумали чего-то уникального. Но только у них я увидел, как это все удачно продумано и реализовано. Пока что Италия для меня на первом месте по организации ж/д транспорта.

Трамваи

А вот фото трамваек нашлись. Они в Италии встречаются разные. И современные остроносые, больше похожие на поезда дальнего следования. И старинные квадратные, гремящие на всю округу. И что-то среднее с нейтральным дизайном.

Крохотные машинки

В Италии много маленьких машин. Вообще на тесных европейских улочках такие крошки встречаются довольно часто, но кажется, что Италия в этом плане побеждает. В Барселоне тоже попадаются такие малыши, но здесь люди предпочитают пересаживаться сразу на скутеры, а машины покупать все же нормальных размеров.

Некоторые из этих авто еще можно сравнить по габаритам с условными мини-куперами, но чаще всего, если они маленькие, то по максимуму. То есть по минимуму.

У многих машинок укороченные морды, что удобно для парковки. Конечно, чаще всего на таких ездят девушки и пожилые дамы, но вовсе не обязательно. Похоже, итальянцев не особо парит невеликая брутальность таких машин. В первую очередь важно, что они дешевые, расходуют мало топлива и позволяют парковаться где угодно.

Впрочем, себе я такую машину не купил бы. И не только потому что, что я буду сбивать локтями зеркала соседних машин. Просто даже наша родная Ока выглядит безопаснее в сравнении с этими капсулами. Как по мне, на них хорошо кататься на детской площадке, а не выезжать на дорогу общего пользования.

Скутеры

В Италии не так много скутеров, как в Испании, но они здесь производят более приятное впечатление. У итальянцев редко увидишь унылые черно-серые мопеды, чаще всего они ярких красивых цветов. Жаль, что на фото попало мало, но на дорогах встречаются самые разные расцветки. Красные, синие, белоснежные, зеленые и мое любимое - оранжевые. Очень круто смотрятся.

Почему-то мало макси-скутеров, на которых можно поехать хоть через всю страну. В основном вот такие, маленькие, исключительно для города.

Забавно видеть на таком скутере парня в строгом костюме или девушку в пальто. Конечно, о таких вещах, как мотоботинки или куртки здесь не слышали. Да оно и ни к чему, скорости в городе небольшие, скутеров много, все к ним привыкли и стараются лишний раз не сбивать.

Особенно меня порадовали ветровые стекла скутеров, как на последнем фото. Размером чуть не больше самого мопеда. Вспоминаю, как я заказывал увеличенное ветровое стекло для своего мотоцикла, которое оказалось высотой 15 см вместо штатных 10. Мне это очень помогло на трассе, когда ветер обдувал не 70 см верхней половины моего организма, а всего 65. На итальянских же скутерах если и ставят ветрозащиту, то вот такую, чтобы можно ехать хоть в панамке и не переживать, что сдует.

Забавное. Вход в метро

Иногда в Италии попадаются очень странные вещи, которые я ничем не могу объяснить.

Например, на фото вход в метро в Милане. Чтобы спуститься в метро, сначала нужно подняться на 3 ступеньки. Меня до сих пор мучает вопрос - зачем? Или это просто красиво?

Еще забавно работают эскалаторы в метро. Часто у лестницы есть только один эскалатор и работает он обычно на спуск. А наверх поднимайся пешком. Тоже вопрос - зачем? Так удобнее? Меньше электричества тратится? Рубильник не в то место повернули? Еще одна непостижимая загадка.

Мостики

Кроме неудобных вещей иногда попадаются просто несуразные строения, такие, что кажется, что они попали сюда из другой части света.

На фото мосты через канал в Милане. Я не додумался сфоткать обстановку вокруг, но там была очень приличная набережная и симпатичные дома. И тут эти страшенные мосты, сделанные как будто по заказу ОмскМостСтроя. Максимально нелепые и чужеродные строения.

Чайка

Не удержусь и выложу это фото. Дело было в Венеции. Никогда не видел, чтобы чайка так сожрала рака. Проглотила его целиком. Правда, не за один раз, а в несколько попыток. Наверно, похожие ощущения испытывают люди, пытающиеся проглотить целиком картошку. После такого аттракциона в чайкином исполнении я стал немного опасаться этих славных потомков птеродактилей.

Мусорные контейнеры

Как человек, привыкший считать сортировку мусора буржуйским баловством, я пугаюсь, даже когда приходится выбирать один из трех мусорных контейнеров, когда выношу мусор в Барселоне. В более приличных районах ближе к центру ставят 5 контейнеров.

Но вот что я увидел в Риме, около съемной квартиры на выселках. Я специально посчитал контейнеры - их 19! Безумие.

УАЗ буханка

В Милане не смог пройти мимо старой доброй буханки, да еще и на итальянских номерах. Среди игрушечных машинок, о которых писал пару постов назад, УАЗовское чудо смотрится несколько странно.

Заметьте, как кокетливо номера сдвинуты набок - чистый альфа ромео. Возможно, сделано специально, чтобы освободить место под розовые и голубые наклейки. Красиво, но Ульяновск я бы с таким тюнингом не возвращался.

Итальянские туалеты

В Италии большинство общественных туалетов платные (0,5 – 2 евро), поэтому держите мелочь под рукой. Сантехника может удивить: кнопки слива, педали или шнурки для воды – не редкость. А биде есть почти в каждом доме и гостинице.

В небольших городах туалеты встречаются реже, но кафе и рестораны обычно пускают гостей за покупку кофе или воды. Итальянцы ценят чистоту, но влажные салфетки на всякий случай пригодятся.

Путешествуйте с комфортом и наслаждайтесь Италией!

==========

Этот бездушный текст мне написал ChatGPT, когда я попросил рассказать его об итальянских туалетах. Искусственному интеллекту простительно - он в этих туалетах не был. Максимум правды, которую он смог выжать - это "может удивить". Об этом и поговорим.

Я не политкорректный ChatGPT. Поэтому со всей ответственностью заявляю: в Италии самые отвратительные туалеты, что встречались на моем европейском пути. От этой элегантной, архитектуристой и живописной страны такого подвоха не ждешь. И дело не в том, что туалеты платные и их мало, это все ерунда.

Главная их изюминка в том, что положительно в каждом втором туалете сломан замок или его вообще нет! Или стоит обычная защелка, но она не закрывается. Или шпингалет, но он вырван с корнем. Или вообще на месте замка вырезана дыра, видимо, чтобы было удобнее смотреть, занято или нет.

Если бы еще кабинки были размером как в наших плацкартах, в 1 квадратный метр, то это было бы не так принципиально. Но они же просторные! Очень удобно сидеть на горшке и держать рукой дверь. Особенно когда от горшка до двери добрых 5 шагов. Конечно, есть в этом и плюсы. Например, я узнал, что возмущенные выкрики "эээээ!!!" переводят одинаково примерно все народы мира. Но я бы предпочел проводить такие лингвистические исследования в другой обстановке.

Я не вспомню ни одной другой вещи, от которой меня бы так бомбило в Италии. Кто эти люди, вырывающие шпингалеты с корнем? Это какую пиццу надо было сожрать и как торопиться, чтобы выломать дверь? Почему ресторан со средним чеком 50 евро с носа не может заменить сломанный замок? Как это все работает?

При этом совершенно издевательски выглядят туалеты, обвешанные огромными картинами итальянских художников. Да мне не до вашей эпохи возрождения, я обороняю дверь от ломящегося снаружи турка!

Конечно, если бы такое повстречалось один раз за весь отпуск, то я бы не обратил никакого внимания. Если бы это было только на вокзалах - ладно, тоже могу понять. Но когда эти приключения по 2 раза в день, где угодно, в том числе в приличных ресторанах, то начинаешь думать, что наследница Римской Империи где-то свернула не туда. По крайней мере в этом важном вопросе.

Вместо заключения

Заканчиваю. За 8 дней получилось насыщенно, все-таки побывал в трех таких разных городах - Милан, Венеция и Рим.

Но, пожалуй, именно в города Италии меня больше не потянет. Конечно, есть Флоренция, Неаполь, Пиза и Болонья, но если и ехать в следующий раз, то или на западное побережье на машине, говорят, там очень красиво, или на Сицилию.

Но несмотря на то, что Италия показалась для меня очень предсказуемой, рекомендовать все равно буду. Тем, кто любит древность, зайдет Рим. Посмотреть необычный город - это в Венецию. Скульптуры и живопись - это по всей стране.

Италия - это страна, которая нравится многим. Я не был от нее в восторге, но и негатива она не вызвала. Красиво, гладко, понятно. Я понимаю, почему Италию любят почти все, кто там побывал, но сам проникнуться ей не смог.

На этом все.