Я прилетел в самый посещаемый город мира. Город Ангелов. Азиатская Венеция. Восточный Нью-Йорк. Или по моей версии, филиал ада на Земле.

Бангкок, столица Таиланда.

Я здесь не в отпуске, буду работать и параллельно пытаться что-то понять об Азии в целом и Бангкоке в частности. Времени на такие исследования будет немного, но все же постараюсь регулярно писать посты. И это будут скорее заметки в прямом эфире, чем воспоминания двухмесячной давности, как было раньше. Ладно, не совсем в прямом, с опозданием в пару-тройку дней, но это все равно будут свежие впечатления.

Напоминаю, что мои большие посты на этом сайте - это сборники отдельных заметок из моего телеграма, там пишу регулярно, а не раз в 2 месяца.

Но идем дальше. Как вы поняли, первые впечатления у меня не очень. Надеюсь, что сказался 11-часовой перелет, сутки без сна, разница во времени и то, что после самолета пришлось не ехать отсыпаться, а еще полдня гулять по 35-градусной жаре в ожидании времени заселения.

Когда я вышел в город во второй раз, вечером, то ощущения были уже не настолько отвратные. Днем же у меня было чувство, что если бы не оплаченные жилье и билеты, то улетел бы отсюда в первый же день.

Дальше буду понемногу рассказывать подробности.

Жара в Бангкоке

Самое первое впечатление. Это не просто жара, это безумная круглосуточная жара. Днем 35 градусов официально и чувствуется 45, как говорит яндекс-погода. Ночью всего 28-30. Причем даже снижение на эти 5 градусов воспринимаешь как божью благодать, спустившуюся на землю.

Спастись от жары решительно невозможно, просто негде. В городе очень мало тени, солнце жарит постоянно. Счастье ищешь лишь в тех коротких моментах, когда солнце заходит за тучку или идешь в тени домов. Но 35 градусов от этого меньше не становятся, просто на время перестает жарить солнце.

При этом жара резко меняется на мороз, когда заходишь в помещение. В магазин или, например, в метро. Там всегда работают кондиционеры и шпарят они так, как будто морозят мясо в морозилке. Не удивлен, что здесь так много болеющих, простудиться в такой остановке очень легко. В метро из 4-5 соседей кто-нибудь да будет шмыгать носом.

Вообще говорят, что днем в Бангкоке находиться на улице могут только безумцы. В основном туристы гуляют до часу или максимум двух дня, потом закрываются в номере с кондиционером и душем и вылезают обратно часов в 5-6, когда начинает заходить солнце. У меня же просто мало времени на такую логистику, поэтому приходится гулять в городе как получится. В том числе и днем.

Еще и приходится надевать рубашку с длинным рукавом. Мне хватило первого дня, когда я был в футболке и сразу спалил себе руки и шею. Между запекшейся кожей и рубашкой выбрал второе. Чуть жарче, но в +35 это уже не так принципиально. Местные вообще ходят в штанах и рубашках такого вида, что я бы их надел разве что поздней осенью.

Прибавьте еще ко всему этому высокую влажность. Правда, надо сказать, что на таких температурах мелочи вроде влажности воздуха уже не замечаешь. И на том спасибо.

Бангкок экономный

Здесь я обнаружил несколько неочевидных способов экономить. Таких, что раньше мне это и в голову не приходило.

Первый способ - экономить на еде. Через 3 дня в Бангкоке я понял, что за все это время я один раз зашел в кафешку съесть кусок рыбы, перехватил 3 пирожка и по паре мандаринов и яблок. То есть рацион, которого в другом месте мне не хватило бы и на один день, здесь я ел целых 3 дня. Удобно.

Конечно, это не какая-то волшебная особенность Бангкока, это снова дикая жара. Есть просто не хочется совсем. Я и в кафешку-то пошел, чтобы немного пересидеть жару. И еще понимал, что поесть надо хотя бы через силу, иначе внезапно грохнешься в голодный обморок и даже не поймешь, что случилось.

Вторая экономия - на общественных туалетах. По деньгам не столь заметно, как в первом способе, но по нервам, подозреваю, что очень. В чем экономия? А туда не надо ходить. Несмотря на то, что ты пьешь почти непрерывно, сбрасывать излишки жидкости не приходится. Нет никаких излишков. Все те литры, что ты заливаешь в себя, бесследно растворяются где-то внутри организма. Поэтому и ходишь на горшок бесплатно уже в квартире, просто чтобы не забыть, как это вообще делается.

Третья экономия - внезапно на кондиционере в квартире. Я не плачу за электричество, но если бы снял квартиру здесь надолго, то конечно, пришлось бы. За 3 дня я опытным путем выяснил, что включать кондиционер или нет - разница небольшая. Например, вчера я сидел над пультом, установленным на 30 градусов, и философски размышлял, зачем это вообще нужно. Если поставишь меньше, то тебя будет обдувать ледяным потоком воздуха и ты тут же простудишься (доказано на себе, я уже простудился). Но при этом сильно легче не будет. Поэтому в постоянно включенном кондее большого смысла нет.

Думаю, за оставшееся здесь время я еще найду немало удивительных способов экономить. И уже заранее их боюсь.

Архитектура Бангкока

Возможно, вы обратили внимание, что я написал уже 3 поста о Бангкоке, но не выкладывал ни одной фотки. Проблема в том, что я просто не знаю, что здесь фотографировать. Взгляд ни за что не цепляется.

Обычно я стараюсь фоткать что-то, что смотрится более-менее красиво или необычно. Конечно, по моим представлениям. Но здесь слово красота вообще не в тему.

То же самое и с архитектурой - ее нет. Ну не могу я назвать архитектурой трущобы с небоскребами.

Я не выбирал специально самые неудачные места - весь город такой! В других городах как бывает, ходишь на выселках по спальным районам, смотришь на убожество обстановки и думаешь, ладно, сейчас приеду в центр, уж там-то будет красиво. Нет! Здесь нигде не красиво. В Бангкоке вообще нельзя сказать, что хоть где-то красиво. Вынесем за скобки буддистские храмы и пару дворцов и музеев, это все-таки не то. А остальные 99% зданий - вот такое.

Положение могли бы немного выправить красивые небоскребы, но... На первом и последнем фото их пара десятков. Какой из них можно назвать красивым? Назвать чем-то, кроме нагромождения этажей? Я все понимаю, здесь не Дубай, чтобы отваливать за разработку проекта четверть стоимости от его постройки, но можно же было лепить бетон не настолько однообразно и убого.

О трущобах даже писать не хочется. По сути они видны только на первом фото с небоскребами, а на остальных вполне приличные по местным меркам дома. Да, небогатые, но и не бараки. Но трущоб много. Просто лишний раз их фоткать не особо хотелось, быстрее бы унести оттуда ноги.

Конечно, не все так однозначно плохо, изредка попадаются и красивые здания, те же храмы. Но о них напишу как-нибудь в другой раз.

Вараны

Это были первые фотки, которые я сделал в Бангкоке. Конечно, можно сказать, ой, да это же просто варан, что здесь такого? Но как по мне, на первом фото было Лохнесское чудовище, а на втором - крокодил.

На третьем видео я уже понимал, что это просто варан, что он не опасен и людей не жрет. Поэтому и подошел снимать так близко. Впрочем, там были и другие люди, поэтому я надеялся, что в случае чего варан кинется на кого-нибудь другого. Должно же в этом городе мне хоть где-то повезти.

Варанов в местных парках много, они тут как наши белочки - везде. Чаще всего они плавают в прудиках или греются рядом на солнышке. Кстати, издалека их можно принять за камни, поэтому советую при случае сидеть только на официальных скамейках, а не на травке. Конечно, если вы специально не ищете таких необычных соседей.

Помощники

Я и раньше был наслышан, что в Азии на ровном месте могут образоваться непрошеные помощники, которые не прочь стрясти с глупого туриста денег за какую-то мелкую услугу. Но одно дело слышать, а другое видеть и тем более участвовать.

Случай первый. Прихожу в торговый центр, нужно сдать чемодан на хранение на пару часов. Долго ищу камеру хранения. Наконец на нижнем этаже нахожу, но она закрыта с надписью-оберегом "Sorry". Хорошо. Выясняю, что где-то рядом есть еще одна, спрашиваю у одного охранника - не знает, у другого - тоже. Третий уже не охранник, а обычный на вид мужик начинает радостно кивать, выхватывает у меня чемодан и зовет за собой. Пытаюсь отобрать у него чемодан, но тот не отдает. Думаю, ладно, может это и есть сотрудник той самой камеры хранения, пусть тащит, если ему охота.

Мужик ведет меня куда-то еще ниже, подходит к ларьку вроде нашего ателье, что-то обсуждает с местными работницами, идет дальше уже совсем в какие-то темные углы, внезапно разворачивается, возвращается к ателье, снова что-то обсуждают. Наконец объясняют, что они примут багаж, но только через полтора часа. В общем, много суеты и криков, а толку никакого. Говорю спасибо, забираю чемодан и возвращаюсь наверх. Ждать полтора часа я не собираюсь.

Наверху внезапно оказывается открытой нормальная камера хранения, но в этот момент мужик догоняет меня и пытается что-то объяснить. Конечно, снова на тайском. Показывает на чемодан, потом вниз, потом вверх, вопросительно смотрит. Снова пытается что-то втолковать. Без агрессии, но видно, что отвязываться не собирается.

Думаю, меня хватило бы ненадолго на эту странную беседу, но тут мимо проходит женщина европейского вида и спрашивает "are you okay?". Говорю, окей, просто хочу багаж сдать. Напоминаю, что стою в двух шагах от открытой камеры хранения, просто пока не хочется в открытую посылать этого помощника. Женщина заходит в камеру, сразу же возвращается, говорит, пожалуйста, заходи, они принимают. Прощаемся с ней, расходимся и я наконец сдаю багаж.

Женщина, конечно, ускорила процесс, непрошеный помощник за это время тихо испарился. Я так и не разобрал, чего ему было надо, но уверен, что денег за помощь. Он же старался, чемодан таскал (хоть я и не просил), договаривался (хоть и бесполезно), в общем, работал человек. У меня в таких случаях совести нет, потому как я не просил таскать чемодан и пару раз пытался отобрать. А платить за то, что я просто о чем-то спросил - извините, у меня по роже видно, что я не местный. И кажется, что в остальном мире за спрос денег не берут.

Случай второй. Ищу дорогу на фруктовый рынок, гугл заводит в какие-то мрачные трущобы, где кучкуются довольно маргинального вида товарищи. Уже хочу развернуться обратно, но они кричат мне и показывают куда идти. Спрашиваю "fruit market?". Yes-yes! Говорю спасибо и иду куда показали. Слышу уже за спиной "help-help", делаю вид, что это не ко мне. И ускоряю шаг на всякий случай. Пока товарищи не решили попросить помощи настойчивее.

Случай третий, здесь просто наблюдал со стороны. Иду по узкой улочке, подхожу к развилке. Выезжает большой белый джип, довольно медленно и неуверенно, явно пытаясь найти дорогу. Какой-то местный выскакивает на середину перекрестка и машет рукой, мол, туда езжай. Машина медленно проезжает, притормаживает около мужика, чуть опускается стекло и мужику вручают купюру. Возможно, на такой машине не дать денег считается стремным. А возможно, просто там ехал хороший и щедрый человек. А не жмот, как я.

В общем, я так и не проникся этим обычаем просить денег за медвежью услугу или когда тебя просто о чем-то спросили. Наши алкаши в этом плане честнее, они прямо скажут, что надо на опохмел. Некоторые даже с гордостью, ибо не понимают, как нормальный человек может в этом отказать.

Местные же тайцы просят не просто так, а как будто оплату за помощь. Пока что я с таким не встречался. Но я и в Азии до этого не был, подозреваю, что еще придется не раз с этим столкнуться.

Что пить в Бангкоке

Это утренние покупки воды и сока. Пятилитровая бутылка воды в кадр не попала. До вечера этого набора хватает.

У местных напитков есть одна особенность. Здесь много вкусных и дешевых фруктов, поэтому хочется все время пить фруктовые фреши или смузи. Но проблема в том, что все они неимоверно сладкие. Настолько, что аж скулы сводит.

Первым делом я попробовал манговый фреш. Очень сладкий, с трудом его допил, запивая водой. Подумал, ладно, манго само по себе сладкое, чего я хотел. Попробовал апельсиновый - то же самое. Буквально пьешь глоток фреша и запиваешь двумя глотками воды.

Если насчет манго у меня еще были сомнения, то насчет апельсина уже нет. Не могут апельсины быть настолько сладкими. Похоже, здесь везде добавляют какие-то усилители вкуса. Я об этом слышал раньше, но думал, что во фруктовые напитки добавлять такое смысла нет - только вкус портить. Оказалось, что есть, видимо, местным нравится. Такое и в ларьках на улицах, и в магазинах, где свежевыжатый сок уже разлит по бутылкам.

В общем, вроде и вкусно, но приходится сразу запивать водой. Уж на что я люблю сладкое, но в таких дозах это перебор. Поэтому больше стараюсь покупать обычные соки в коробках или бутылках, как на фото.

Городская атмосфера

Хочется однажды рассказать о Бангкоке что-нибудь хорошее, но пока не получается. Думаю, в Азии вообще не стоит мыслить категориями хорошо-плохо. Лучше признать, что здесь все просто другое, непохожее на привычное нам. И дело каждого, как относиться к этой непохожести. Можно как я, простудиться в плюс 35 и бухтеть себе под нос, что здесь все не так, как на Волге средь березок. А можно принять эту нетаковость и искать плюсы в другом.

До плюсов я когда-нибудь доберусь, а пока объективная реальность. Тем более, что городская инфраструктура у всех на виду и ее сложно оценить несправедливо. На ютубе я насмотрелся на восторженных ребят, которые настолько любят Бангкок, что им везде божья роса и велодорожки, но я не из таких.

Возможно, вам приходилось встречать выражение "город для машин". Так говорят про Дубай или, например, про некоторые американские города, которые когда-то понастроили городских магистралей, а теперь не знают, как избавиться от этой дряни.

Так вот, Бангкок - это не город для машин. Это удивительный пример того, как город может быть неудобен вообще для всех. Для машин, автобусов, скутеров, тук-туков, пешеходов. Я не могу придумать ни одну категорию обитателей города, если их так можно назвать, кому было бы здесь удобно передвигаться.

Для начала, весь Бангкок - это огромная пробка.

Машинам здесь неудобно, потому что они по местным меркам громоздкие и занимают много места.

Скутерам проще, но опаснее, на них ездят ребята в шортах и сандалиях, естественно, половина без шлемов и хоть какой-то защиты.

Тук-туки. Просто не понимаю, зачем они существуют. Как развлечение для туристов, пожалуй, но развлечение сомнительное. В любую дыру, как на скутере, не пролезешь, и стоять в пробке будешь вместе с машинами, только без кондиционера. И дышать выхлопами еще хуже пешеходов, которым эти газы попадают хотя бы не напрямую из выхлопной трубы в нос.

Автобусы - это отдельная история. Жаль людей, которым приходится ими пользоваться, но метро на весь город не хватает, и иногда кроме автобусов другого варианта добраться до нужной точки нет.

И наконец, пешеходы. Это самые униженные существа на городских улицах. На фото можете оценить, как удобно переходить по этому мостику. Хочешь, иди прямо по дороге и надейся, что тебя будут объезжать. А хочешь, иди по бордюру и старайся не кувыркнуться с моста через невысокий заборчик. Видно, что машины едут ровно посередине, давая пешеходам хоть сколько-то места, но такое в Бангкоке далеко не всегда.

Чаще всего перекресток в городе представляет собой пересечение 6 или 8 полос. Там даже может стоять светофор, но он мало на что влияет. Машины на нем еще останавливаются, а вот скутеры совершенно не обязательно. А часто никаких светофоров и нет. И переходов нет. Зебры могут быть нарисованы по 2-3 штуки на километр, но их вообще никто не замечает.

Впрочем, о местном вождении лучше расскажу в отдельном посте, а то этот выйдет слишком уж большим.

В итоге самый безопасный способ перейти дорогу - это страшенные надземные переходы, коих в Бангкоке хватает. Естественно, никаких лифтов или эскалаторов там нет, но все же некая забота присутствует. На некоторых переходах подъем сделан не только ступеньками, а еще и наклонной плоскостью, чтобы бабуле с телегой было ловчее подниматься на эту верхотуру. И еще милая деталь - на этой плоской дорожке нарезаны ребра, чтобы, значит, не скользить в дождик.

Еще стоит рассказать о метро, оно в Бангкоке тоже своеобразное, но пост и так затянулся, напишу о нем отдельно.

Метро

По сравнению с автобусами, мототакси и тук-туками метро выглядит довольно адекватным видом транспорта. Но со своими приколами, конечно.

Для начала - здесь 2 вида метро: надземное и подземное. И они никак между собой не связаны, там отдельные линии, билеты и тарифы.

Подземное метро - это обычное метро в нашем понимании. А надземное - вроде как городские электрички. Но с той разницей, что оно действительно надземное, ходит на высоте 3-4 этажей над городом. Особенно удобно, когда тебе приходится переходить из подземного метро в надземное и, соответственно, тащиться 5-6 этажей наверх. Особенно рекомендую ходить налегке. Эскалаторы здесь бывают далеко не всегда, а лифты есть, но их еще надо поискать.

Интересно устроена система тарифов. Стоимость поездки зависит от ее дальности. То есть при покупке билета ты называешь станцию и только тогда узнаешь стоимость поездки. Как в пригородной электричке. Причем в разных видах метро какая-то своя оценка, заранее стоимость не просчитаешь.

Гораздо больше раздражает не разная стоимость билетов, а то, что их не купить заранее. Есть проездные на день и больше, но во-первых, ты не знаешь, сколько будешь ездить - на метро можно доехать далеко не в любую точку города и иногда бывает проще пройти пешком. А во-вторых, этих метро два и покупать надо два проездных. Ходят слухи, что власти планируют объединить обе системы, но пока приходится так, покупать билеты перед каждой поездкой.

Сложностей в этом нет, но на загруженных станциях приходится подолгу ждать. Купить билеты можно в кассе или через терминалы. При этом терминалы двух видов, одни принимают только монеты, а другие - купюры и монеты. И поди разбери кто из них кто. На дальних станциях это еще можно, но часто к терминалам и кассам стоят огромные очереди человек по 50, так что приходится вставать к кассе для надежности.

Поезда в метро самоходные, без водителей. Народу тьма. Я пытался вычислить, когда здесь час пик, но кажется, что он всегда. Я ездил и утром, и днем, и вечером - людей в каждом вагоне всегда примерно миллиард. Сейчас смешно вспоминать советы блогеров, дескать, катайтесь на надземном метро, чтобы полюбоваться городскими пейзажами. Во-первых, какие пейзажи, я уже выкладывал фото местных пейзажей, а во-вторых, как любоваться, когда ты едешь как селедка в бочке.

В общем, метро - это неплохой транспорт в Бангкоке, но есть что улучшить. И новых станций неплохо бы понастроить, нынешней сети явно не хватает, и две системы объединить в одну, и билеты получше продумать, и эскалаторов наделать, и навигацию сделать нагляднее. Есть к чему стремиться.

Тайская вежливость

Местные жители очень вежливы. На мой взгляд, преувеличенно. Подозреваю, что это даже не вежливость, а какой-то особый уклад жизни.

Одно дело, когда люди выстраиваются в очередь на вход в вагоны метро, при этом сначала пропуская выходящих - это вежливость и культура, всем бы так. А вот постоянные поклоны и благодарности - это уже что-то другое.

Выходишь на улицу из квартиры, охранник улыбается и кланяется. Иногда даже встает. Для меня это отдельный аттракцион, ибо я никогда не видел охранника, встающего со стула. А здесь вон как. Встречаешь в лифте уборщицу - тоже улыбается и кланяется. И продавцы в магазине.

На третий день я уже и сам стал кланяться всем подряд, складывать ладони в молитвенном жесте и протягивать деньги двумя руками. Забавно, но если люди так подчеркнуто уважительно относятся, то почему бы и нет. Главное не привыкнуть, а то если стану так кланяться в Барселоне, испанцы будут долго хохотать.

Местные деньги

Рубрика "давайте что-нибудь похвалю". Тайские купюры выглядят неплохо и выпускаются довольно удобным номиналом: 1000, 500, 100, 50 и 20 бат. На фото не хватает только 500 бат. Все разноцветные, размера одинакового, держать в руке удобно. На каждой купюре портрет короля. Но здесь вообще везде портреты короля.

С монетами дела похуже. Сначала я думал, что существуют только 10, 5 и 1 бат, потому как целую неделю других и не видел. И эти 3 монетки очень легко отличить и по виду, и по размеру. Но потом узнал, что есть еще 2 бата и зачем-то 50 и даже 25 копеек или как их здесь называют - сатангов. Что с ними делать, совершенно не понятно. Надо мной хохотал таец, когда я 10 бат отсчитал монетами по 1, а куда они девают сатанги - вообще вопрос. Сам я их получил в супермаркете на сдачу и, видимо, буду носить с собой до последнего.

Буддийские храмы

Заходил в несколько буддийских храмов. Помню первый по счету, он был очень большой и больше похож на музей. Пока поднимался по лестнице наверх, удивлялся, насколько уютно сделана обстановка вокруг. Небольшие водопадики, пруды с рыбами, какие-то камушки и бревна - видно, что это не навалено как попало, а выложено с любовью и заботой. Приятно.

Наверху открылся обзор на город, вид был уже получше, чем на прошлых фото. Сверху трущобы были не столь заметны.

Второй храм был поменьше, там уже зашел внутрь. Здесь уже нужно разуваться у входа, в отличие от первого, где туристам разрешали ходить в обуви.

Обстановка внутри довольно простая. Огромный Будда, перед ним красный ковер, на котором сидят люди. Кто-то молится по своему, кто-то просто сидит, кто-то читает книжку. В остальном просто пустые пространства с немногочисленными статуэтками. Хотя возможно, что везде устроено по разному, у меня не сложилось впечатление, что там много каких-то строгих правил.

На улице удивляли монахи, которые шлепают босыми пятками по раскаленным дорожкам. Раскаленным - знаю, потому что сам пробовал. Когда разуваешься у входа, то приходится на секунду наступать на эти плиты, и ступни чуть не прилипают к камням прямо через носки. Эти же ребята ходят босиком и им хоть бы что.

Больше внутрь никуда не заходил, как по мне, эти храмы до ужаса скучные. Еще я заметил, что в там я не ощущал какой-то, так сказать, святости места. Я человек не религиозный, но когда захожу в православные храмы или католические соборы, там все равно чувствуется, что место вроде как святое, люди богу молятся, иконы, кресты, священники, вот это все.

Здесь же ничего такого нет, заходишь свободно, делаешь что хочешь. В рамках приличия, конечно. Возможно, это связано с самой идеей буддизма. Настолько я понимаю, буддизм это не столько религия, сколько философия. Это не слепая вера во что-то божественное, а путь к просвещению. Здесь нет единого бога, которому поклоняются, нет и священников - посредников между богом и человеком. Зато есть наставники и учителя, а они такие же люди, как и ты, только мудрее и лучше. Соответственно, уважать их стоит, а вот поклоняться незачем.

По-человечески мне такой подход ближе, но как турист, глазеющий по сторонам, я быстро потерял к местным храмам всякий интерес.

Рынок в Чайнатауне

Съездил в Чайнатаун, это китайский квартал. То, что я уже там, догадался только по карте. Иначе не разберешь, чем этот район отличается от других в Бангкоке. Да, надписей на китайском чуть больше, но именно чуть, они в городе и так везде. На входе в квартал стоят большие китайские ворота, вот только стоят они почему-то не на самом входе, а в стороне, метрах в 50. Китайцев здесь тоже не больше, чем везде. Хотя не уверен, что смогу точно отличить тайцев от китайцев, больше ориентируюсь на ощущения.

В самом Чайнатауне ничего особенного нет, но зато я побывал на огромном местном рынке и нафоткал еды. К сожалению, совсем уж дикость в кадр не попала. Имею в виду местные вкусняшки вроде жареных скорпионов, тараканов и непонятных мутных жидкостей в пакетиках. Я все-таки не наглый блогер, который лезет с камерой на прилавок. Тем более там на секунду остановишься, так тебя сразу начинают обрабатывать продавцы. Поэтому приходилось фоткать на ходу. Да и неловко прыгать вокруг еды и кричать "гыыы, как вы это жрете!"

Я и в самом деле не уверен, что все из этого съедобно. По крайней мере пробовать бы точно не рискнул. Да, я скучный, и вообще кто не рискует, тот не пьет шампанское, знаю. Но здесь в случае провала эксперимента с едой вместо шампанского ждет не вода, а противорвотные препараты. Поэтому предпочитаю на рынках только смотреть, а еду покупать в супермаркетах. Причем самую незатейливую, вроде салатов и курицы.

Каково быть пешеходом в Бангкоке

Если кратко, то плохо. Пешком по городу лучше вообще не ходить. Причин для такого строгого вердикта много и они самые разные. Даже разберу по пунктам.

1. Погода. Жара и влажность, в такой атмосфере в любом месте будет тяжело. Это как данность, ничего не поделаешь. Но вот дальше все пункты - это уже творение человека, а не природы.

2. Плохой воздух. Бангкок регулярно занимает высокие места в рейтингах загрязненности воздуха. Кроме того здесь в любом месте может свалить с ног запах не то канализации, не то сдохших животных. Или наоборот это и есть запах Бангкока, а остальное исключение - я так и не разобрал.

3. Городская инфраструктура. Уже рассказывал раньше, но коротко напомню - она ужасная. Широченные дороги. Светофоров мало и на них приходится долго ждать. Пешеходные переходы есть, но их никто не замечает. Надземные переходы, на которые очень весело взбираться по жаре.

4. Скутеры. Иногда мне кажется, что это главное зло Бангкока. Скутеров тысячи. Они гремят и воняют выхлопными газами, потому что никто не следит за их состоянием, главное, что дешевые. Они не уступают дорогу. Если машины еще могут пропустить тебя, то скутеры крайне редко. Мне вообще показалось, что главный принцип скутеров - кто остановится, тот лох. Они будут проезжать чуть ли не по твоим ногам. Сворачивать на скорости в последний момент. Не смотреть, что происходит сбоку и сзади. В общем, ездить как 10-летний мальчишка, впервые севший на мопед и умеющий только крутить ручку газа. Вот только представьте, что это не один такой идиот на всю деревню, а их тут тысячи в огромном городе.

5. Тротуары. Часто их просто нет, идешь вдоль дороги, уворачиваясь от машин и скутеров. Кстати, вот здесь скутеры как раз тебя объезжают, им легче. А машины нет. Приходится отпрыгивать к заборам и шагать через мусор. Там, где тротуары есть, не сильно легче. По ним идешь, как по полосе препятствий. То битая плитка, то открытый люк, то непонятные ступеньки, то торчат какие-то штыри, то лежат провода. Не расслабишься. Если даже найдешь относительно ровный тротуар, то сюрприз - по ним ездят те же скутеры. Нет, не паркуются или не выезжают со двора - такое и в Барселоне часто есть. В Бангкоке скутер на скорости выезжает на тротуар, чтобы не стоять в пробке или не ждать красный свет. Не всем хочется пробираться между машинами, тем более и поцарапать кого-то можно. А пешеход не железный, его если и поцарапаешь, то красить не надо. Сам виноват, нечего ходить там, где люди ездят.

Кстати, все это не только мои ощущения, я такое читал и у разных блогеров тоже. Слышал даже такое мнение, что улицы Бангкока нужны только для того, чтобы по ним перебираться из одного торгового центра в другой. Но все-таки хочется приезжать в город ходить не по торговым центрам, а по его улицам. А это в Бангкоке получается с трудом.

Машины в Бангкоке

По моим наблюдениям делятся на 3 типа: мерседесы, японцы и нечто на базе движка от бензопилы "Дружба", с соответствующим внешним видом и звуком.

Насчет мерседесов интересно, откуда у тайцев такая к ним любовь. Раньше столько мерседесов я видел разве что в Албании. Но там все понятно, половина машин 90-х годов выпуска уходят туда на почетную пенсию, а вторую половину угоняют из Германии. Или и то, и другое сразу. Здесь же нет, машины на вид вполне приличные и современные. Но такое чувство, что другой премиум здесь не признают.

В России и Европе уже давно бмв и ауди покупают наравне с мерседесами, и все три производителя в целом делают одинаково хорошо. Возможно, по старой памяти кто-то и покупает мерседес, считая, это комфорт и удобство. И бмв - потому что скорость и управление. А ауди - потому что денег не хватило и приходится рассказывать, как ауди удачно сочетает лучшие качества мерседеса и бмв. В любом случае это представления из 90-х, когда это действительно работало. Но не 2025 года.

Тайцы же, есть такое чувство, продолжают жить временами легендарных 600-х и поэтому для демонстрации статуса покупают именно мерседесы. Забавно, но не могу осуждать. Если бы я мог и хотел купить немецкий премиум, тоже выбрал бы мерседес.

Вторая категория машин самая скучная. Это невзрачные, но вечные тойоты, хонды и прочий японский средний класс. Здесь тоже 100% понимания. Япония рядом, машины недешевые, но позволить их себе могут не только поцелованные богом. Ездить на такой машине будешь долго, еще и внукам передашь, предварительно наклеив стикер "На Пекин". В общем, разумный выбор.

Ну и третье, самое массовое. Туда я записал не только 4-колесный хлам, но и всякие тук-туки, мопеды с присобаченными колясками, кузовами или навесами и прочие старые развалины неизвестного производителя. Я очень условно отношу их к машинам, да простят меня механики. Хоть их действительно много на базе мопедов, но к скутерам отнести их не могу, слишком уж они и выглядят иначе, и ездят тоже. Этакие мотофранкенштейны.

Как устроены эти повозки, словами не передать. Да и были бы фото, все равно не смог бы передать. Каждый пепелац уникален. Хозяин вложил туда душу, сердце и 20 долларов. И бантик привязал. Да, заметил, что чем старее драндулет, тем красивее на нем будет бантик. Одобряю.

Конечно, такие машины - это не только средство передвижения. Это средство зарабатывания денег, это сама жизнь. Хоть я и описываю эти повозки с некоторым юмором, но не могу не относиться к ним с уважением. Они кормят и поят миллионы тайцев. Люди устраивают из них передвижные магазины, там же отдыхают, едят и спят. Но них возят грузы, которые осилит не каждый грузовик. Если используют как такси, то украшают как могут: и кресло красное поставят, и крышу сверху сделают от дождя, и лишний бантик привяжут. В общем, небогато, но с душой и фантазией.

Мне кажется, примерно так же у нас относятся к старым запорожцам или москвичам, которые передаются от отца к сыну. Но у нас это встречается не так уж часто. Мало кто готов тратить половину жизни на оживление старого пирата, проще взять кредит на новую весту. Но в Таиланде вряд ли многие могут себе позволить кредиты на машины, поэтому и приходится до последнего выжимать соки из того, что есть.

Природа и парки

Что меня по-настоящему разочаровало в Бангкоке, так это местная природа. Я ожидал что-то очень зеленое, заросшее пальмами и другой экзотикой. Заранее насмотрелся блогеров, которые восхищались городской зеленью, за которую все остальное можно простить. Дома, утопающие в цветах, джунгли посреди города, уникальные парки.

У меня только один вопрос - где это все?

Деревья в Бангкоке, конечно, есть, но они совершенно незаметны, все растворяются среди серых бетонных коробок. Здесь нет аллей, где можно прогуляться в тени, нет красивых ухоженных садов. Есть только хаотично разбросанные пальмы, покрытые слоем пыли.

С парками тоже не все хорошо. В первый же день пошел посмотреть на известный парк Люмпини. Бесконечные асфальтовые дорожки с редкими деревцами и кустиками. И снова даже тени нет, чтобы укрыться от жары. Так себе местечко.

Кроме Люмпини заходил еще в 2 парка. Один представляет собой прямоугольный пруд и вокруг газон. Второй поуютнее, можно даже было сесть на скамейку в тени. Но маленький, весь парк 100 шагов по диагонали. И что самое странное, со всех сторон окружен забором, а вход только один. Причем вход бесплатный и в парке ничего особенного нет. Кажется, один вход нужен только для того, чтобы поставить там палатку с ледяной водой. Пока найдешь вход, так упаришься, что эту воду купишь. Просто бизнес. С другой стороны сомнительно, что пожилая женщина, продающая воду, пролоббировала установку забора вокруг целого парка, но кто этих тайцев знает. Загадка.

В общем, с природой в Бангкоке дела такие. Наверняка вне города совершенно другая история. Все-таки это Азия, тропики и пальмы с джунглями никуда не денешь. Но за город я не выезжал, а в самом Бангкоке с зеленью все оказалось вот так - довольно печально.

Еда и рестораны

Я так и не рискнул попробовать настоящую тайскую кухню. Ни в ресторанах, ни тем более на улице. Помимо общих опасений отравиться местные блюда очень неаппетитно выглядят. А я не люблю есть то, на что даже смотреть страшно.

К тому же есть на жаре не сильно и хочется, поэтому иногда мне на весь день хватало пару пирожков и бутербродов из местной пятерочки. На второй неделе я нашел магазин побогаче и стал покупать там готовые салаты и курицу. Выглядит тоже не очень, но на вкус неплохо и недорого.

В ресторанах бывал за все время раза 3. В них сразу бросаются в глаза цены. Конечно, я не думал, что все блюда будут подавать за 100 рублей, но и европейских цен тоже не ждал. Когда на выселках Бангкока в греческом ресторане за салат Цезарь, рыбу и 2 сока берут 40 евро, мне кажется, это перебор. В Барселоне или Милане такие цены я бы еще понял, но не здесь. Пиво по 3-4 евро, тоже недешево.

Надо сказать, что порции несколько больше, чем на западе Европы, но меньше, чем, например, на Балканах. Так что не буду говорить, что в Таиланде дешевая еда и большие порции. Понятно, что местные сверчки в кляре и жареные скорпионы дешевле, но пробовать их выше моих сил.

Обслуживание в ресторанах по-тайски доброжелательное, как всегда с поклонами и улыбками. На фото вид из одного ресторана, который вроде как считается понтовым как раз из-за вида. И когда я зашел в него, то официанты даже расстарались и ради двух человек переставили столы так, чтобы было место у самого края с лучшим видом. С одной стороны, ресторан не был забит посетителями и это место организовать несложно, но с другой стороны никто и не был обязан суетиться. Потому приятно.

Насчет тайского пива я так и не понял, то ли действительно все хорошее, то ли на такой жаре я с удовольствием хлестал бы и Балтику тройку. Хотя когда пробовал пиво в квартире на балконе, тоже было ничего. Поэтому за пиво все-таки хвалю.

Заканчиваю с Бангкоком

На этом все. Я был в Бангкоке всего 10 дней, половину из них даже не вылезал из квартиры, но впечатлений хватит надолго.

Конечно, сильно сказалась жара. Все полторы я ходил едва живой и начал понемногу приходить в себя только к концу поездки. Приходить в себя - это я мог хотя бы пару-тройку часов находиться на улице и не ворчать на все подряд.

Впрочем, я задумывался об этом, насколько испортило впечатление о городе такая резкая смена погоды и мое поганое самочувствие. Не было бы у меня совершенно других представлений, если бы я был бодр и весел?

К сожалению, нет. Я не сгущал краски и не приукрашивал только из-за плохого настроения. Бангкок вот такой. Он не изменится, если я не дай бог окажусь там еще раз. Разве что рискнул бы проверить лет через 10, не меньше. Все те вещи, от которых меня бомбило, сложились там не за год и не за два. И это не какие-то разовые ошибки, а сложившаяся система, менять которую будет очень сложно.

Другой вопрос - а зачем ее менять?

Это не Европа, это Азия. Это совсем другой мир. Люди вот так живут. Они к этому привыкли, у них такой образ жизни.

Даже если говорить о туристах, люди относятся к Бангкоку по-разному. Его можно любить и от него может тошнить, причем от одних и тех же вещей. В чем я убедился, обсуждая все это с другом, которому Бангкок очень понравился.

Эта поездка будет тем редким случаем, когда мне город совершенно не понравился, но я не буду никого отговаривать от его посещения. Я больше не хочу сюда возвращаться, но вам советую посетить. Это худший город, в котором я когда-либо был, но вам может понравиться, как и миллионам других людей.

Для меня же история с Бангкоком закрыта. Я честно пытался найти какие-то плюсы за эти 10 дней. И почти обо всех успел здесь написать. Но на этом и все, эти отдельные плюсы с лихвой перекрываются такими минусами, за которые я и ставлю Бангкок на последнее место в моем рейтинге городов.

Такое бывает. Просто Бангкок - это совершенно не мой город. Но я все равно нисколько не жалею, что побывал здесь.