
Я прилетел в Азию не в один Бангкок, а в несколько локаций. Следующей точкой у меня стала столица соседней страны Малайзии - город с красивым названием Куала-Лумпур.
После Бангкока никаких ожиданий у меня уже не было. Во-первых, Малайзия южнее, а значит, думал я, там еще жарче. А во-вторых, я не слышал особых восторженных отзывов о Малайзии, в отличие от Тая. Поэтому полетел туда с мыслью "ну будет как будет, все равно билеты уже куплены, а жилье оплачено". Не выбрасывать же.
К счастью, я ошибся.
Куала-Лумпур совершенно другой город, который отличается от Бангкока примерно всем. Погода, городская среда, транспорт, люди, парки, небоскребы - все другое.
На одном из баннеров увидел лозунг "Куала-Лумпур - современность и природа". Несмотря на некоторую пафосность, городу это вполне подходит. Здесь высоченные небоскребы удачно сочетаются с обилием зелени.
Если честно, я ожидал примерно такого как раз от Бангкока. Или от корейского Сеула. Но увидеть такой город в Малайзии, о которой раньше толком ничего и не слышал - это было приятное удивление.
В отличие от Бангкока, я здесь даже чувствую себя лучше и каждое утро удается погулять по городу 2-3 часа. Больше не получается, ибо приходится работать. Поэтому из Малайзии фоток будет чуть больше, а вот возмущенных постов поменьше. Пока особо нечему возмущаться, в целом все хорошо. По первому впечатлению Куала-Лумпур отличный город.
На улицах города
Куала-Лумпур - это город, по которому можно ходить пешком. Странное изречение, но после Бангкока захотелось об этом сказать.
С одной стороны кажется, что проектировали город в первую очередь для машин. Широкие дороги, бесконечные многоуровневые развязки, мало светофоров - все это не добавляет радости пешеходам. Но с другой стороны, здесь нормальные тротуары, не заваленные всяким хламом, мало гремящих скутеров и намного больше зелени.
Посмотрите на первое фото - здесь можно гулять свободно. Идти спокойно, не уворачиваясь от скутеров и не спотыкаясь о штыри или разбитую плитку.
Или последнее фото, где 4-полосная дорога. Обратите внимание, сколько здесь деревьев. И не хаотично натыканных, а продуманно высаженных строгими рядами. Это сразу бросается в глаза и дает ощущение порядка и аккуратности.
Конечно, есть и не самые удачные решения.
Например, часто не хватало разделительных полос между дорогой и тротуаром, из-за чего ходить неуютно, когда рядом проносятся машины.
Очень плохо настроены светофоры, о них, пожалуй, напишу отдельно.
Или еще, в городе довольно много велодорожек, но непонятно зачем. По ним никто не ездит. И думаю, не только из-за жары или потому что проще купить скутер. Дело в том, что они неудобные.
Во-первых, они просто нарисованы на тротуаре или дороге синей краской. Конечно, их нужно отгораживать от того и другого.
А во-вторых, это так называемые велопешеходные дорожки. Еще и на знаке нарисован человек, гуляющий с детьми. Только представьте на одной узкой дорожке едущего на скорости велосипедиста и маленького ребенка, готового в любую секунду побежать куда угодно, в том числе и под колеса. Еще и поэтому так мало желающих пересесть на велосипед.
В целом же Куала-Лумпур довольно удобный город. Все его недостатки не такие критичные и что важно, их можно поправить, если власти города решат этим заняться. В конце-концов и самые удобные европейские города не сразу стали такими, а выстраивались десятилетиями методом проб и ошибок.
Люди в Малайзии
А вот народ здесь далеко не такой приветливый, как в Тае. Возможно, сказывается то, что это мусульманская страна с миллионом запретов. Но разница сильно заметна.
Здесь никто не будет улыбаться и кланяться, за редким исключением в кафешках. Люди ходят со смурными мордами, еще мрачнее, чем у меня. Машины сигналят, стоит лишь на секунду задержаться.
Понравился случай у лифта. Приличный жилой комплекс, 4 лифта, но вся площадка занята рабочими с их вещами и коробками. Конечно, все грязно, на полу какие-то тряпки, инструменты, кое-как пробираешься вдоль стенки, стараясь ни на что не наступить. Рабочие смотрят и смеются над твоими стараниями. Вылезаешь на чистое место, тянешься к кнопке вызова лифта, а тебе говорят, мол, выходи отсюда и иди вон туда. То ли лифт не работает, то ли ты людям мешаешься. Матерясь лезешь обратно. Большое спасибо. Видимо, для рабочих это бесплатный цирк.
Еще в первый же день меня удивило, что люди ведут себя так, как будто вокруг никого нет. Захожу в метро с чемоданом, за мной женщина с коляской. В вагоне народа мало, но у входа стоит стайка подростков, перегородив весь проход. Они не маленькие, лет по 15, и прекрасно видят и меня, и женщину. Но никто даже не подумал посторониться. Говорю "сорри-сорри", кое-как протискиваюсь между ними. Дальше тоже стоят люди, на входящих ноль внимания. Снова сорри-сорри, двигаюсь дальше к центру вагона, потому что там пусто. Друг напротив друга сидят две девушки, уткнувшись в телефоны и закинув нога на ногу так, что чуть не касаются друг друга носочками. Будь я без вещей, наверно, смог бы протиснуться боком, не задев их. Но здесь я уже не выдержал, вместо "сорри" сказал "идите в жопу" и пошел напролом, двинув девиц по ногам чемоданом.
Странное поведение, вроде бы должна быть элементарная вежливость или хотя бы инстинкт самосохранения. Наверно, эти девушки не были в питерском метро, ведь на моем месте бабуля с тележкой могла бы и огреть их палкой по ногам. Причем я бы даже не стал ее осуждать. Но здесь же, видимо, такого нет, каждый ведет себя как хочет. Конечно, не нарушая многочисленные запреты вроде того, что в метро нельзя пить, заходить с собаками и целоваться. Вспоминаю метро Барселоны, где пьяные каталонцы целуются с собаками, и становится смешно от таких культурных различий.
Небоскребы
В Куала-Лумпуре очень много небоскребов. Они везде, наверно, нет такой точки, где не видно хотя бы одной высотки.
При этом не все небоскребы выглядят как одинаковые серые коробки. Почти всегда видно хотя бы одно интересное здание, из-за чего общая картина совершенно не выглядит унылой. Всегда есть на что посмотреть. То форма здания необычная, то башня телецентра, то целый комплекс красивый. К тому же часто здания утопают в зелени, что тоже делает картинку сильно веселее.
На двух последних фото - Petronas Twin Towers, знаменитые башни-близнецы. Высотой они 450 метров и до 2004 года были самыми высокими зданиями в мире. А сейчас остаются самыми высокими башнями-близнецами. На высоте 170 метров есть мост между башнями, и насколько я понял, это не просто проход, а мост еще выполняет функцию башенных скреп, чтобы их не так сильно мотало на ветру.
Как оказалось, с балкона квартиры, где я заселился, открывается отличный вид на эти башни. Ночью они выглядят тоже ничего, еще бы ракурс чуть получше. Но и так вполне неплохо для бюджетного жилья.
Кстати, 2 недели в Куала-Лумпуре в получасе ходьбы до центра обошлись на четверть дешевле, чем 10 дней жилья на выселках Бангкока. И на 50% лучше и больше по площади. Неудивительно, что Малайзия считается отличной страной для удаленщиков, жизнь здесь обходится дешевле, чем в любой европейской стране или в том же Бангкоке.
Погода в Куала-Лумпуре
Я удивился, но здесь даже погода приятнее, чем в Бангкоке. Хотя казалось бы, город находится ближе к экватору и здесь должно быть жарко и влажно. Но это не совсем так.
Жара, конечно, по нашим меркам все равно непривычная - 30-32 градуса каждый день. Но есть моменты, которые делают такую жару вполне переносимой.
Первое, это температуры все-таки чуть ниже и солнце часто скрыто за облаками. Не так жарит.
Второе, ночью здесь заметно прохладнее, температура может опуститься и до 25 градусов. Соответственно, по утрам не так жарко и вполне можно гулять даже до часу дня. Позже уже становится тяжело.
И третье, я попал в самый конец сезона дождей. Они иногда бывают во второй половине дня и слегка освежают город.
Но кроме этого есть еще несколько моментов, которые уже сделаны людьми, а не просто больше повезло с климатом.
Здесь много тени, как от деревьев, так и от небоскребов. И это очень помогает находиться на улице.
Плюс тут моют дороги, соответственно, дополнительно охлаждают улицы. Причем моют так тщательно, даже не знаю, с чем сравнить. Я пылесосом орудую не с таким усердием, как местные уборщики вымывают грязь с тротуаров. Буквально каждый сантиметр обрабатывают струей воды.
И наконец самое важное, на мой взгляд. Здесь мало кондиционеров, которые пытаются устроить зиму в тропиках, но зато очень много вентиляторов, которые просто гоняют воздух. И это очень здорово - вентиляторы дают прохладу, но простужаться от них не обязательно. При этом они везде, в торговых центрах, в кафе, на станциях метро и даже просто стоят на улицах.
Вот по всем этим причинам мне нравится на улицах Куала-Лумпура гораздо больше, чем в соседнем Бангкоке.
Деньги в Малайзии
Мне уже во второй стране Азии нравится, какие здесь делают купюры. Красивые, разноцветные, легко узнаваемые. На фото не хватает еще оранжевой двадцатки, она тоже выглядит неплохо.
А вот с курсом местной валюты и ее обменом дела похуже.
Считать курс в уме более или менее удобно, например, сегодня за 1 доллар дают 4.5 местных рингитов. Каждый раз доставать калькулятор лень, поэтому делишь стоимость на 5 и немного прибавляешь. К тому же я очень не люблю, когда местные деньги оперируют тысячами и миллионами, по мне, чем меньше нулей, тем лучше. С этим здесь все нормально.
Больше проблем с тем, чтобы обменять валюту на местные тугрики.
Во-первых, курс довольно сильно прыгает каждый день, я замечал примерно от 4.3 и до 4.7.
Во-вторых, понятно, что официальный курс и тот, который предлагают в обменнике - это очень разные курсы. Самое дикое было в аэропорту, где пришлось менять деньги поневоле, чтобы хотя бы доехать до города. В цифрах уже не вспомню, но помню, что посчитал и обменный курс оказался на 15% ниже официального. Как по мне, это чересчур нагло.
В таких случаях я с теплотой вспоминаю Сербию, где в любом обменнике за один евро давали 117 динар при курсе 117.2. А в аэропорту 115. То есть разница полтора процента, а не 15. И в Белграде обменники на каждом шагу, а курс везде примерно одинаковый. В Куала-Лумпуре все не так просто, хороший обменник еще надо поискать. Я нашел только два пункта с адекватными оценками в гугле и пока обращался только в них.
Кстати, возможно, искать обменники в Малайзии по оценкам в гугле не лучший способ. Очень забавляет читать отзывы вроде "Курс хороший, сервис плохой" или "Оценка два, девушка из Бангладеша неуважительно со мной разговаривала". Не очень понимаю, какой сервис люди ждут от обменника, где вся твоя задача это сунуть в окошко паспорт и доллары, подождать секунд 30 и получить обратно местные деньги. О чем вообще там можно разговаривать? Но видимо, некоторые туристы относятся к походу в обменник как к посещению ресторана и требуют соответствующей обходительности персонала. Наверно, поэтому лучший рейтинг оказался в обменнике, где не только адекватный курс, но и вместе с деньгами мне дали 3 конфетки. Мелкие такие карамельки, до сих пор лежат. Но приятно же. Сервис!
Еще здесь странная ситуация с наличными и карточками. Где-то принимают только кэш, где-то только карточки. Каждый раз путаешься. Я за границей, там где не зона евро, всегда расплачиваюсь наличными, потому как в этом случае обычно меньше теряешь денег на конвертацию валют. Но в Малайзии это не всегда работает, несколько раз замечал, что оплачивать европейской картой Revolut выгоднее, чем менять наличные доллары. В общем, не угадаешь. Хорошо, что я на всякий случай прихватил с собой карту, хотя был уверен, что ни разу ей не воспользуюсь.
Тропический дождь
В первый же вечер в Малайзии я узнал, что такое тропический ливень. Я вышел из башен-близнецов и пошел домой. Идти было минут 20. Смены погоды ничего не предвещало, ну плывут какие-то облачка, они весь там плывут и что?
Ровно на середине пути начался дождь. Первую минуту он был редкий, но мне сразу показалось, что что-то не так. Ощущение было, что капли размером с пятирублевую монету. А на вторую минуту дождь хлынул уже такой, как на фото. И это было только начало.
Я успел добежать до автобусной остановки и забился под маленький навес вместе с семьей с двумя детьми. Дети очень радовались, выскакивали под дождь и не понимали, чего это взрослые такие недовольные.
На видео самое начало ливня. Дальше все было намного хуже, но я уже не доставал телефон, ибо вода была со всех сторон, а купать аппарат не хотелось. У меня и так в сумке лежали паспорт, деньги и повербанк, которые было желательно сохранить сухими.
Прогноз яндекса то обещал, что дождь закончится через 30 минут, то говорил, что будет лить еще 2 часа. Автобусов нет, а вызвать такси я не мог, потому что забыл заранее скачать местное приложение. По мобильному медленному интернету это сделать не получалось. Да и не уверен, что меня такого замызганного пустили бы в такси.
Минут 20 я ждал и ругался, почему не вышел домой минут на 10 раньше или позже. Раньше - я бы успел дойти до дома, позже - не стал бы выходить под дождь и переждал бы в кафешке.
Ливень тем временем превратился в сплошную стену воды, по дороге и тротуарам текли реки и дожидаться дальше смысла не было - еще через 20 минут я бы все равно оказался весь насквозь. Даже под уже ставшим родным навесом. Решил бежать в сторону дома, прикрывая как получится сумку с паспортом и деньгами.
Бежать было весело, ливень, ничего не видно, на мне воды больше, чем одежды, в кроссовках 2 озера, плитка скользкая. Еще и народ ржет - те, кто с зонтами или в дождевиках.
Добежал до ближайшего здания и снова встал там под навес. Благо что это оказалась гостиница и там на улице стояла урна с бесплатными пакетами под зонты. Они неудобные, узкие и длинные, положить в них сумку не получилось, но хотя бы удалось запихнуть пакет внутрь сумки, чтобы хоть чуть защитить бумажки от воды.
Ощущения были такие, как будто в одежде нырнул с головой в воду и сразу же вышел. Я раньше так не пробовал, но думаю, никакой разницы нет.
Побежал дальше, потому как уже становилось холодно. Конечно, на дорогах машины и не думали пропускать бегущих людей (я не один там был такой), но в целом было уже все равно. За несколько перебежек таки добежал до дома, конечно же, как раз в тот момент, когда ливень закончился. Хорошо, что в квартире была стиральная машинка, а в здании магазины, где можно было купить порошок.
Вот так я и узнал на своей шкуре, что такое тропический ливень. На следующий же день я купил дождевик и уже никогда с ним не расставался. Правда, под дождь пока больше не попадал. Они идут во второй половине дня, да и то не каждый день, а я в это время сижу дома и работаю. Но повторять такой опыт совершенно не хочется, поэтому дождевик теперь самая нужная вещь в городе.
Городские парки
Здесь просто выложу фотки, писать о парках особо нечего. Зелено, красиво, разные цветы и деревья. Все парки на фото с бесплатным входом. Есть и пруды, и фонтаны, и кусты, и деревья. Красиво. И гулять там приятно.
Транспорт в Куала-Лумпуре
Довольно хорошо развит. Есть густая сеть метро, автобусы и монорельс. Правда, пользоваться транспортом приходится не так уж часто, город компактный и много куда можно дойти пешком. Но и доехать тоже не проблема.
Из аэропорта в центр ведет скоростная железная дорога. Там же есть бесплатные автобусы. Если уж совсем хочется шикануть, можно взять такси.
В метро обстановка неплохая. На перронах вентиляторы, а в вагонах кондиционеры работают в лайтовом режиме. Прохладно, но не более того.
Еще что приятно, конструкции для надземного транспорта, для того же монорельса на фото, не выглядят страшными и громоздкими. Они не портят вид города, сделано все очень аккуратно.
Светофоры
Что плохо сделано в Куала-Лумпуре - это светофоры. Дело не только в том, что их мало, и до ближайшего иногда идти очень долго - проще перебежать дорогу. Они очень плохо настроены.
Перехода через 6-полосную дорогу можно ждать очень долго, минуты 3. Причем не всегда сразу заметишь, что нужно нажать на специальную кнопку, чтобы запустить ожидание зеленого сингала. Эта кнопка иногда есть, иногда нет, а иногда она находится в 5 метрах от перекрестка на каком-то левом столбе. Очень неудобно.
Но даже в процессе ожидания зевать не стоит. Светофоры здесь меняют цвет внезапно. И включиться он может как на 50 секунд, так и на 8. То есть если отвлечешься, зевнешь или моргнешь, то спокойно перейти не успеешь, надо будет бежать. И это время, 50 секунд или 8, всегда непредсказуемо, я не нашел никакой логики, где и на сколько включится светофор.
Пока переходишь даже на зеленый, тоже расслабляться не стоит, потому что справа на тебя могут нестись машины, которым тоже разрешен проезд. А они уступают очень неохотно. Будешь тупить - начнут сигналить. Поэтому местные очень быстро переходят дорогу. Водитель за рулем здесь явно в приоритете.
При этом далеко не факт, что ты сможешь перейти дорогу без остановки. Потому что в конце может быть отдельная однополосная дорожка со своим светофором. И его тоже надо ждать. Конечно, с "главным" светофором он не синхронизирован. А перебежать не получится, машины едут сплошным потоком. И что интересно, зеленый свет загорается здесь на еще меньшее время. Угадайте, на сколько?
Мой рекорд был такой. На 100 метрах пути я перешел 6-полосную дорогу, где зеленый свет загорелся на 8 секунд, потом 4-полосную - 5 секунд. И однополосную, внимание, на 1 секунду! Буквально на секунду загорелся зеленый свет. То есть ты таращишься во все глаза, чтобы не просмотреть сигнал, как только он загорается, ты бежишь с чемоданом через дорогу, конечно, за 1 секунду ты успеваешь сделать только 2 шага, но за счет того, что между красным тебе и зеленым им есть зазор еще примерно секунду, то успеваешь добежать до тротуара. А тронутся машины и особенно скутеры сразу же, буквально по пяткам проедут.
Такую дичь я не видел еще нигде. Раньше я считал столицей худших светофоров черногорскую Подгорицу. Но по сравнению с Куала-Лумпуром там я переходил дорогу вразвалочку. Здесь же почти на каждом перекрестке ты готовишься рвануть, как бегун-спринтер в последние секунды перед стартом забега.
Справедливости ради, на светофорах довольно редко скапливаются толпы народа. Иногда за 3 минуты ожидания на всем перекрестке может набраться человек 10. Машин за это время проезжает гораздо больше. Поэтому в практическом плане, может, это и выгоднее, но любителей ходить по городу пешком это очень раздражает. Что обидно, потому что, как я уже писал, в целом гулять по Куала-Лумпуру довольно комфортно.
Страна запретов
Пожалуй, главное слово в Малайзии это не "современность" или "природа". Это "запрещено". Здесь миллион запретов разной степени адекватности.
Заходишь в метро, стоит огромный плакат. Нельзя есть, нельзя пить, нельзя с собакой, нельзя целоваться, нельзя приносить пистолет, нельзя-нельзя-нельзя...
Здесь запрещен проход, здесь проезд, здесь снова собака, здесь снова пить. Сюда нельзя бросать мусор, сюда можно, но только такой, а другой нельзя.
Алкоголь мусульманам нельзя, но хотя бы остальным можно. Причем забавно, что его покупают настолько редко, что кассиры в магазинах бутылку пива держат так, как будто видят ее первый раз в жизни. Смотрят, ищут штрих-код, пробивают, отменяют, снова пробивают. Я даже проверяю чек после таких манипуляций, сколько раз мне пробили один товар, но пока что не ошибались.
Самый странный запрет я увидел в лифте, есть на фото. Нельзя входить в холл и лифт в мокрой одежде. Я уже писал, как попал под дождь, и у меня в связи с этим вопрос. А как мне попасть в квартиру на 18 этаж, если я уже промок? Взлететь? Ждать на улице, пока высохну? Какая умная голова придумала этот запрет?
Я могу не пить в метро, если я даже хочу и принес с собой бутылку воды. Принести пистолет или взять с собой собаку случайно тоже вряд ли получится. Но вот когда произошло что-то, что ты не можешь отменить, что делать?
Но зато за мокрую одежду берут 45 евро штраф. И почему-то я не сомневаюсь, что здесь найдут способ его стрясти.
Этот запрет мне напомнил не менее идиотский, который иногда встречаю в наших лифтах - запрещается пользоваться лифтом в состоянии алкогольного опьянения. Так и представляю себе состояние алкогольного опьянения, которое заходит в лифт, видит этот запрет и горестно вздыхая выходит спать на уличной скамейке. Или поднимается по черной лестнице на 25 этаж.
Главный вопрос даже не в бессмысленности такого запрета, а в непонимании, что в этом плохого. С мокрой одежды, конечно, накапает воды на пол, но лифты и так каждый день моют, да и все быстро высыхает само на жаре. И что плохого может сделать алкогольное опьянение в лифте из того, что оно не может натворить перед лифтом или на площадке, тоже не очень понятно.
В общем, надо убирать бессмысленные запреты. И будет всем счастье.
Экологический парк
Сходил в местный экопарк. Надо сказать, что от обычных он не так уж сильно отличается, разве что берут деньги за вход и ходишь не по привычным дорожкам, а по подвесным мостикам. Мостики скрипят, шатаются, больше 10 человек заходить на них запрещено. Но благо что там столько народа и не было. Даже пропускали друг друга, потому как разойтись сложно.
На входе стоит здоровая табличка, где вместо "добро пожаловать" написано "москитос, скорпионос, обезьянос". Входить как-то сразу расхотелось, но пришлось, раз уж уплочено. Правда, никого из этих существ я там не встретил и на том спасибо.
Зелень в парке, конечно, знатная. Натуральные джунгли. Еще прикольно, что сквозь эти заросли иногда выглядывают небоскребы. Такое ощущение, что это сделано специально, чтобы не забывать, что мы в Куала-Лумпуре. Смотрится красиво.
Обезьяны
В экопарке я их не встретил, но снаружи, рядом с парком, обезьяны попадались. Их там десятки, ходят по тротуарам, бегают через дороги, роются в урнах. В общем, хозяйничают. В природе я видел их первый раз в жизни.
Обезьяны, хоть и выглядят мило и безобидно, считаются довольно опасными зверюгами. Местные правила рекомендуют не улыбаться при них, ибо открытые зубы они могут вопринять как оскал и, соответственно, агрессию. И напасть. А нападать толпой они умеют.
Также обезьяна может запросто спереть у тебя что угодно: телефон, кошелек, очки, бутылку воды. Поэтому рекомендуется телефоном и другими ценными вещами рядом с ними не размахивать. Я и то сделал две фотки только потому, что их рядом не было.
Еще бывает, что обезьяна не может спереть, но будет пытаться отобрать внаглую. В таких случаях, если она вцепится в какую-нибудь бутылку воды, лучше просто отдать. У этих милых зверюшек такие зубы, что могут и руку отгрызть. В этом можно убедиться, если увидеть, как обезьяны пьют воду из отобранных у туристов бутылок. Одни умеют пить прямо из горла, другие сначала выливают воду на асфальт и пьют прямо с него. А третьи, у которых зубы есть ума не надо, прогрызают дно бутылки и разрывают пластик. Поэтому решайте, стоит ли связываться с такими клыками или лучше купить новую бутылку воды или очки.
Безбарьерная среда
На фото отличная демонстрация такой среды в Куала-Лумпуре. Отличное сочетание - вполне адекватные, но при этом перегороженные разными способами пандусы.
С одной стороны дороги стоит дорожный конус, который не защитит от скутера, решившего заехать на тротуар, но зато создаст проблемы тем, для кого эти пандусы и сделаны - инвалидам, женщинам с колясками и туристам с чемоданами.
На другой стороне дороги еще веселее. Такими черными столбиками утыканы многие перекрестки. Для чего - загадка. Конечно, любой мэр или гаишник - они главные любители понаставить такого говна - скажут, что это для безопасности пешеходов, чтобы влетевшая на тротуар машина убила поменьше человек. Вопросом, что помешает машине влететь в пешеходов на 2 метра левее, эти любители столбиков обычно не задаются. А кусты или хлипкий заборчик никакой преградой не будут.
Поэтому сейчас кажется, что такие черные столбики стоят для того, чтобы инвалиды на колясках не мозолили добрым горожанам глаза, а сидели безвылазно дома. Чтобы детей не катать в колясках, а учить ходить с пеленок. Ну и чтобы туристы не расслаблялись.
Заборы
А здесь продолжение темы запретов. Это один из входов то ли в парк, то ли на территорию торгового центра. Забор. Внешне нет ни одной причины ставить его на этом входе. Там не идет ремонт, не навален мусор, не открыт канализационный люк - ничего. Просто забор. Иди ищи вход в другом месте. Через 50 метров соседний вход тоже может быть закрыт забором. Очень удобно. Высматриваешь новый выход, о, вроде вон там ворота, подходишь, снова забор! В итоге, чтобы пройти сквозь небольшую территорию, приходится нарезать крюки на сотни метров.
У меня есть только одна идея, почему в Куала-Лумпуре столько перекрытых входов и выходов. Дело в том, что здесь очень много охранников. Они везде, в торговых и жилых комплексах, кафе и магазинах, в парках и просто на улицах. И многие стоят у таких вот входов. Но на все входы-выходы охранников не напасешься, поэтому и закрывают добрую половину. Других объяснений этому я не нашел.
Сад с бабочками
Есть в Куала-Лумпуре сад, в котором обитают тысячи бабочек. Небольшой по размерам, но сделан с душой.
С точки входа видишь только сетчатый навес и кучу растений под ним. Но когда пробираешься внутрь, то оказываешься действительно в царстве бабочек. На фото их вряд ли можно заметить, они плохо различимы среди цветов, но вживую от бабочек рябит в глазах. Как будто попадаешь в рой комаров или пчел, только бабочек. Которые красивые и не кусаются.
Даже ходить приходится осторожно, потому что бабочки садятся прямо на тропинки и на них очень легко наступить.
Кроме бабочек там еще обитают черепахи, рыбы и какие-то лягушки в аквариумах. И само место сделано приятно - тропинки, маленькие водопады и бассейны, цветы. Даже просто погулять там хорошо, жаль, что долго не получается. Под навесом очень влажно и жарко, ветра нет и ходишь как в бане. Но зайти даже ненадолго стоило, место хорошее.
Местная фауна
На выходе из сада с бабочками есть террариум с уже не такими безобидными существами. Скорпионы, змеи, страшенные жуки, неразличимые среди камней жабы, какие-то зеленые кузнечики размером с ладонь. Ужас.
Главный вывод, который делаешь после такого посещения - если ты не видишь какую-то божью тварь, это не значит, что ее здесь нет. В некоторые аквариумы я смотрел и не понимал, зачем их оставили пустыми. И только пройдя по второму кругу замечал буквально перед глазами здорового зеленого жука или коричневую жабу. Как эти существа умеют маскироваться в живой природе, остается только гадать. Но боюсь, что гораздо лучше, чем в маленькой прозрачной коробке.
Попробовал местную еду
Наконец-то решился это сделать. В Бангкоке я говорил сразу нет, но здесь местная кухня выглядела более съедобно.
Конечно, местной эту еду на фото можно назвать довольно условно. Обычно под местной подразумевают еду, которую покупает простой народ. Что-то вроде пирожков на вокзале или суп в дешевой столовой. А этот набор на двоих я купил в цивильной кафешке. Правда, там есть не решился и на всякий случай принес домой.
Оказалось все не так уж и плохо. Самое понятное из всего набора - это 2 коробки с курицей и 2 огромные плошки риса. Рис здесь не жалеют и вообще едят вместо хлеба. Потому как все острое, а заедаешь пресным рисом и вроде норм.
В двух коробках в верхней части фото уже точно не помню, что там было, но какая-то трава. Здесь ее тоже кладут от души, и какие-то местные кимчи вроде нашей капусты, и листья, похожие на салат, и здоровые корешки, которые надо разгрызать. Наверно. Я разгрызал.
Посередине стоят 3 плошки с супом. Суп здесь наливают в пакетики. Как я понял, не только здесь, а вообще много где в Азии. В Таиланде точно. Местные возят этот суп прямо в мешочках. То есть едет человек на скутере, одной рукой рулит, а в другой держит мешочек супа. Выглядит забавно.
В кафе же суп в мешочке положили еще и в картонную чашку, чтобы было куда этот суп вылить. В двух из них был непонятный бульон, который я не осилил попробовать. А в третьем мешочке, это на втором фото, было уже что-то похожее на суп. Бульон, трава и вареные кусочки теста. Не мясные щи, конечно, но есть можно.
Еще дали 2 стакана китайского чая, но я едва смог его попробовать. С чаем здесь беда. Большинство чая дают без сахара и у него такой вкус, не сказать, что горький, но очень неприятный. Пить не хочется.
На каждую порцию здесь всегда дают и вилку, и ложку. Если ешь прямо в кафе, то еще и нож принесут. Специально не высматривал, но кажется, что такой набор дают только для белых туристов, которых пёс разберет, чем они будут есть. Потому что местные такую еду съедят наполовину руками. Все, что можно взять горстью, берут и запихивают прямо в рот, от риса и курицы до травы. Не все, конечно, но многие.
Стоит это все, тоже уже не помню сколько, но какие-то небольшие суммы. Чуть дороже бургера в макдаке, а они здесь по 4-5 евро. Но скорее всего, в следующий раз азиатскую еду я попробую еще не скоро. Вроде бы и нормально было на вкус, не отравился и почти все попробовал, но нет. Даже любой бургер я все равно предпочту горе риса, незнакомой безвкусной траве и бульонам в мешочках.
Что пить в Куала-Лумпуре
С питьем здесь лучше, чем с едой. И намного лучше, чем в Багкоке. С магазинными соками в обоих городах примерно одинаково, а дальше начинаются различия.
Пару раз попробовал сок в уличных разливайках. На вкус намного приятнее, кажется, здесь не добавляют разные усилители вкуса, как в Бангкоке. Пьешь апельсиновый сок и чувствуешь апельсин, а не таблицу Менделеева.
Пива намного меньше, чем в соседнем толерантном Тае, и стоит оно дороже. В сравнении с Барселоной раза этак в 3. Сужу по короне (которая мексиканская, а не сибирская), она здесь стоит около 5 евро. Дорого.
Говорят, что здесь есть местный производитель пива, но я так и не нашел. В основном импортируют из Японии и Южной Кореи. Со странными названиями вроде "Счастливый кот" или "Везучий песик". На вкус и кот, и песик оказались так себе, по мне, слишком крепко для пива.
Первый раз жизни попробовал кокос и разочаровался. Почему-то я думал, что внутри будет прозрачная кисленькая жидкость, которую очень хорошо пить в жару, а оказалась нечто мутноватое и немного сладкое, с довольно противным вкусом. Сделал 2 глотка и больше не осилил.
К кокосу прилагалась еще ложка, чтобы наскрести кокосовую мякоть, но после водички ее даже пробовать не захотелось. Правда, я подозреваю, что мне попался какой-то плохой кокос, так что, возможно, найду силы попробовать еще раз в другом месте.
Непарадный Куала-Лумпур
Конечно, не весь город такой хороший, как я расписывал. Забавно получилось, но кажется, я жил на некой незримой границе, разделяющей приличный город и все остальное. И почти каждый день я уходил именно в "хорошую" часть города, в сторону центра, где мне все так нравилось. Ладно, не все, но большинство.
Ближе к концу поездки я решил сходить в один парк, который был в сторону края города. Идти пешком было полчаса, но дойти я так и не смог. Сначала я шел по самым обычным унылым улицам, на которых не было ничего примечательного. Но и ладно, окраина же. Потом я забрел в какие-то канавы, мосты и трубы, где обитали местные бомжи. Кое-как пробрался сквозь эти дебри и вылез на дорогу. И не смог ее перейти.
На втором фото видно обстановку на дороге. Вроде бы и ничего запутанного, но там везде вокруг такие развязки. Ни светофоров, ни переходов нет, гугл карты тоже заблудились. Как переходить дороги и, главное, какие, совершенно непонятно. Пройдешь в одну сторону - видишь, что уходишь совсем не туда. Пойдешь в другую - упираешься в тупик. В общем я поплутал минут 15, плюнул и развернулся обратно.
Дальше я встретил местные рынки, которые сначала принял за заброшенные помойки. Разбитая плитка, отсутствие тротуаров, мусор, ямы и заборы - все то, на что я так ругался в Бангкоке, все было здесь.
На последнем фото обстановка выглядит еще ничего, но там такие убогие дома вокруг, что алкаши в деревне постеснялись бы там жить. И эта симпатичная дорожка - это не тротуар, это именно дорога, по которой то и дело проносятся скутеры и недовольно тебе сигналят. А другой дороги там нет.
Вот такая "современность и природа". Не везде и не для всех.
Справедливости ради, хоть я и сравнил обстановку с Бангкоком, но надо признать, что в Куала-Лумпуре я увидел только один такой район. И то он был не настолько запущенный, как столица Таиланда, которая вся такая. Подозреваю, что я случайно зашел в какой-то совсем забытый богами уголок. Все-таки по пути в так и не увиденный парк атмосфера была хоть и скучной, но вполне приличной.
Ночной Куала-Лумпур
Традиционные фото ночного города. На первых четырех какая-то знаменитая местная мечеть. Синяя подсветка красивая, но вживую смотрится резковато. Внизу река, называется "река жизни". Очень спорное название, проходил мимо этой реки днем и не уверен, что там живет хоть кто-то. Зато вечерами по поверхности реки пускают какой-то искусственный дым или туман, что смотрится красиво и загадочно.
В остальном по большей части фоткал небоскребы. Как и в любом порядочном городе ночью они меняют подсветку.
Заканчиваю с Куала-Лумпуром
На этом все. Я пожил в Куала-Лумпуре 2 недели, в целом все было хорошо, но с меня хватит.
Вообще я замечал, что мне на любой город достаточно 2-3 дней. Этого хватает, чтобы пробежаться по нему, заглянуть в туристические и не очень места, попробовать местной еды и посмотреть, как живут люди.
Конечно, такие впечатления оказываются довольно поверхностными, но у меня и нет задачи исследовать город, чтобы написать по нему путеводитель. А первые впечатления часто оказываются и самыми верными.
В сравнении с Бангкоком Куала-Лумпур выигрывает почти во всем. Кроме разве что отношения людей и бесконечных запретов. Слишком уж располагают к себе тайские улыбки и поклоны. На контрасте с соседями малайзийцы выглядят весьма неласковыми товарищами.
А насчет запретов всего чего можно и нельзя, даже и говорить нечего.
При этом в отличие от Бангкока я не знаю, стоит ли советовать ехать в Куала-Лумпур. В Бангкок стоит, потому что это совсем другой город, не похожий ни на российские, ни на европейские города. Куала-Лумпур же не настолько другой. Он приятный, более комфортный, зеленый и чистый, но каких-то ярких особенностей в нем нет. Бангкок запоминается гораздо больше.
По крайней мере, сам я не могу представить, что когда-нибудь захочу приехать сюда во второй раз.